Фотокорреспондент "Комсомолки" Владимир Веленгурин стал автором уникального фоторепортажа.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
4 мая в Москве прошла репетиция парада Победы. В ней приняли участие формирования Военно-Космических Сил Россиийской Федерации - самолеты и вертолеты пролетели над столицей России. Наш фотокорреспондент Владимир Веленгурин вооючию понаблюдал за стратегическими бомбардировщиками.
- Самый захватывающий момент парада на Красной площади — пролет авиации. Миллионы глаз прикованы к асам-пилотам. Оказаться по ту сторону парада решил и я. Мое задание - пролететь на ИЛ-78 и сфотографировать летящего ТУ-160 над Красной площадью. Обычно дорога до Красной Площади от дома у меня занимает не больше часа, в этот раз я добирался до сердца Москвы почти сутки. Посадка на мой самолет была на военном аэродроме городе Энгельсе Саратовской области. Над Красной площадью ИЛ-78 будет имитировать заправку самого мощного стратегического бомбардировщика ТУ-160. Из задней кабины ИЛ-78 в хвосте самолета , где место оператора-заправщика, есть небольшое окошко. Оттуда контролируется процесс заправки, там я и буду делать снимки. Операция похожа на проход верблюда сквозь угольное ушко. Оператор-заправщик выпускает шланг длиною более 20 метров , которому и «присасывается» в полете самолет, нуждающийся в заправке.
Стартовать нашему фотокору пришлось загодя, хотя сам полет был довольно недолгим. При этом, у самолетов, которые летят над Красной площадью, есть "запасные":
- В 8 утра мы стартовали из аэродрома. Сзади к нам пристроился Ту-160. Он весь путь до Москвы летел, прижавшись к нашему хвосту в 30-100 метрах, наводя на меня ужас. Если перевести дистанцию между самолетами в автомобильную, то расстояние было критическое. А если мы экстренно притормозим? Самолеты на параде Победы - те же кинозвезды. У каждого есть свой двойник-дублер. Если вдруг возникнет какая-то неполадка у основного аппарата, то его место сразу займет дублер. А на параде никто подмену не заметит. Из военных аэропортов средней полосы страны утром стартуют самолеты и вертолеты. К 11 утра все участники парада слетаются в район аэродрома Кубинки, выстраиваются и с интервалом в несколько десятков секунд летят на Красную площадь. Но уже без дублеров.
Сделать снимок оказалось достаточно сложно и пришлось немало потрудиться, чтобы кадр получился удачным:
- Высота полета над Красной площади у всех разная. От 150 до 500 метров. Наш тандем летит на высоте 500 метров. На этой высоте обычно из-за воздушных потоков у ИЛ-78 начинается сильная турбулентность. И снимать становиться просто невыносимо! Ощущения такие, будто едешь с огромной скоростью на велосипеде по шпалам. Меня бросает в тесной кабинке от одной стенки к другой, я задеваю низкий потолок. Но я концентрируюсь и стараюсь удержаться сам и не потерять картинку в видоискателе фотоаппарата. Главная задача - снять пролет ТУ-160 над Красной площадью! Долгая дорога - вот и Красная площадь. Она промелькнула в течение нескольких секунд и все. Так быстро, что едва успеваю нажать на спуск. Никаких впечатлений из-за технических причин. Все мои эмоции ушли на борьбу с турбулентностью - как не уронить и не разбить фотоаппарат и вовремя сделать кадр.
Для многих летчиков этот полет оказался первым и эмоций было немало:
- После Москвы - обратно в Энгельс. Весь путь туда-обратно около 4х часов. По прибытии я разговорился с экипажем. Для большенства из них это был первый пролет над Красной площадью. И впечатлений у них от полета осталось много. Попасть на Парад удается лишь лучшим из лучших. Фото у меня получились. Но не сказать, что я ими остался доволен. Не все зависит от фотографа. Мне помешали облака, а вернее сказать тень от них, которая упала прямо на Кремль. Он оказался несколько затененным, но детали его башен и строений видны. Но фотография все же впечатляет своим масштабом. Гиганский ТУ-160 в полете над Красной площадью на фоне панорамы Москвы!
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
- До этого авиация тренировалась на других площадках. Воздушная техника, которая участвует в параде, хорошо всем знакома - сказал перед началом репетиции представитель пресс-службы Минобороны Артем Шерстюков. - Это стратегические ракетоносцы Ту-160 и ТУ-95 МС, дальние бомбардировщики ТУ 23 МЗ, транспортные самолеты, и все современные истребители,штурмовки и вертолеты. Наиболее зрелишные моменты парада будут пролеты пилотажной группы «Русских Витязей» на СУ 30 СМ , а 6 штурмовиков СУ -25 раскрасят дымами небо цветами российского флага. Экипажи дальней авиации ИЛ 78 и ТУ 160 волынят имитацию дозаправки в воздухе. В Параде примут участие 55 самолетов 17 вертолетов , всего 77 экипажей.
Ту-160 на подлете к Красной площади.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Панорама столицы с уникального ракурса.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Гиганский бак на борту Ил-78. Топливо из него он и раздает в воздухе.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Наши дублеры сопровождали нас до Москвы.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Оператор-заправщик майор Андрей Безбородов на своем рабочем месте.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Андрей Безбородов со своим талисманом-змеей. На змее надпись: "Рожденный ползать - летать не может!". Но талисман всегда с ним в полете!
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Рабочее место оператора-заправщика: иконка, талисман, видеорегистратор.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Самолёт-заправщик Ил-78 на аэродроме города Энгельс.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Ту-160 выруливает на взлетную полосу.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Полное название Ту-160 - сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Ту-160 считается самым крупным и самым мощным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Среди лётчиков мощная, но элегантная машина получила прозвище «Белый лебедь».
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Этот борт назван "Владимир Судец" в честь прославленного маршала Авиации СССР.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Командир авиационной эскадрильи самолетов-заправщиков Ил-78 подполковник Владимир Озеров.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Головной убор военного пилота.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Фотокореспондент Владимир Веленгурин в кабинке оператора-заправщика.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Экипаж Ил-78 в полном составе.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Шлемы пилотов.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Экипаж Ил-78 на рабочем месте.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Штурман эскадрильи майор Александр Пителев.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Бомбардировщики Ту-160 на аэродроме Энгельса.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Ту-160 на земле.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
В городе Энгельс самолеты-памятники установлены чуть ли не на каждой улице.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН