Премия Рунета-2020
Крым
+20°
Boom metrics
Общество3 мая 2018 14:30

Станет ли дешевле бензин после открытия Крымского моста?

ФАС и нефтетрейдеры не могут договориться о ценах на топливо
Авторы (2):
Андрей ПАВЛОВСКИЙ
Топливо в Крыму в среднем на несколько рублей дороже, чем в Москве

Топливо в Крыму в среднем на несколько рублей дороже, чем в Москве

Фото: Евгения ГУСЕВА

- Часто приходится выезжать из Крыма на материк. И не только по долгу службы, но и в личных целях. И каждый раз, когда я возвращаюсь в Крым, всегда приходится на материке заправлять полный бак. Прям под горлышко! А еще хочется с собой пару канистр прихватить. Потому что так выгоднее! Серьезно. С чего в Крыму неоправданно высокие цены на бензин!? - задается вопросом житель Ялты Олег Мыльников. - Такими темпами автомобиль скоро снова станет роскошью, а не средством передвижения.

Бензин и дизтопливо в Крыму действительно в среднем на несколько рублей дороже, чем в соседнем Краснодарском крае или Москве. При этом цена на топливо напрямую влияет на конечную стоимость перевозок для крымских пассажиров, продовольственных и непродовольственных товаров, да и просто ежедневно бьет по карману сотен тысяч автовладельцев. Мы решили разобраться, откуда такие цены на нефтепродукты на полуострове и изменятся ли они.

ФАС грозит миллионными штрафами

Цены в Крыму на нефтепродукты однозначно завышены! По общим представлениям экономики мы видим, что они не должны быть такими высокими! - заявил глава ФАС России Игорь Артемьев на расширенном заседании антимонопольной службы, которое проходило под Ялтой.

Из-за стоимости топлива в Крыму Федеральная антимонопольная служба и местные нефтетрейдеры судятся уже не первый год. Но сейчас ситуация, похоже, накалилась до предела.

Позиция ФАС непреклонна: цены на бензин и дизтопливо в Крыму должны сравняться с московскими, а топливные компании ожидают штрафы в сотни миллионов рублей.

- Как только откроется Крымский мост (его обещают открыть к лету. - Авт.), цены должны фактически выровняться с московскими, - говорит руководитель антимонопольной службы. - Не должно быть так, что мы едем по бензоколонкам, а там цены на топливо на 2-3 рубля выше, чем в Москве. Нам удалось выиграть все суды в отношении крымских компаний. Более 100 миллионов штрафа на них наложено и будет взыскано в ближайшее время.

Антимонопольщики пообещали штрафы и в 200, и в 300 миллионов, пока нефтетрейдеры не опустят ценник в соответствии с экономическими реалиями. Всего в «черном списке» на сегодня 10 компаний.

- Мы подозреваем сговор крымских топливных компаний, а сговор - это 178-я статья УК РФ, можно получить и 7 лет тюрьмы, никому не советую этим заниматься, - предупреждает глава ФАС.

Крымские власти полностью на стороне антимонопольной службы. По словам главы республики Сергея Аксенова, сейчас в судах рассматриваются дела против нескольких десятков топливных компаний в Крыму.

- Кроме уже наложенных 100 миллионов штрафа, еще около 30 миллионов находятся в стадии судебных разбирательств - это в отношении нефтетрейдеров, - сообщил Аксенов.

Нефтетрейдеры: Цена бензина в Москве и Крыму не может быть одинаковой

Сами крымские нефтетрейдеры в недоумении от позиции ФАС. Представители топливных компаний считают, что сегодняшние цены на заправках полностью отвечают реалиям рынка.

- Мы покупаем нефтепродукты на Петербургской бирже. И бензин на бирже в апреле подорожал на 4,5 рубля за литр. Вы видели, чтобы так подорожал бензин на заправках в Крыму? И вы хотите сказать, что мы недобросовестные покупатели и продавцы? - возмущается директор крымской сети АЗС «АТАН» Александр Терещенко. - Мы продаем старые товарные запасы, которые еще имеем, поэтому мы не задираем стоимость. Если цена и выросла еще на рубль, то всего лишь на рубль.

Дмитрий Пурим, председатель Совета Российской ассоциации экспедиторских и логистических организаций, руководитель крымского отделения «Деловой России», считает, что нападки ФАС попросту убивают топливный бизнес перед летним сезоном в самом сложном регионе России.

- Руководители ФАС говорят, что цены в Крыму на заправках должны быть как в Москве. Хорошо, ну тогда перенесите московский нефтеперерабатывающий завод, например, в Симферополь – вот и будут цены как в Москве. Как может быть цена в Москве и Крыму одинаковая, если есть транспортная блокада, если есть санкции, если никто напрямую из крупных поставщиков не имеет желание работать с крупными или мелкими сетями в Крыму напрямую! Не только продавать, но и отправлять вагоны с теми же сопроводительными документами. А железнодорожный тариф на перевозку от Керчи до Симферополя сравним по стоимости с перевозкой от Уфы до порта Кавказ. Я так понимаю, что каждый руководитель-чиновник хочет донести наверх, что нашли «врагов», оштрафовали - теперь они будут шелковые. Мне кажется, это очень недалекий подход, - отмечает он.

Органы власти, наоборот, по его словам, должны уговаривать предпринимателей работать в таком непростом регионе, как Крым, а не намеренно убивать любое желание вести здесь бизнес.

«После открытия моста стоимость бензина упадет, но не сразу»

Еще один специалист отрасли - председатель правления Некоммерческого партнерства «Совет по товарным рынкам» Илья Мороз - отмечает, что представители ФАС в своих претензиях к нефтетрейдерам не берут в расчет сложную логистику доставки топлива на полуостров.

- Цены на бензин в Крыму сейчас выше абсолютно обоснованно. При анализах ценовой ситуации почему-то забывается логистическая составляющая. Достаточно дорого довести товар паромом и дальше доставить этот товар до нефтебазы. Это логистическое плечо (расстояние от пункта загрузки до пункта выгрузки. - Авт.) и отличает стоимость товара на материке и в Крыму. Я, честно говоря, не вижу причины недовольства ФАС, потому как вроде все умещается в рамки здравого смысла, - комментирует Мороз.

- Вы полагаете, что в цене бензина в Крыму совершенно логично заложена стоимость доставки нефтепродуктов и при пересчете на литр так и получается?

- Именно так и есть. По крайней мере, никаких нарушений за теми участниками, которые фигурируют в деле, я не видел. И мне непонятно, на чем строится обвинение.

- Чем тогда руководствуется ФАС, на ваш взгляд? Если не хулиганят нефтетрейдеры, то за что их ругать и штрафовать?

- Достаточно удивительная ситуация, потому что поставщиков много. Конечные потребители сети, к примеру, АТАН или ТЭС, имеют возможность выбирать поставщика. И, как правило, выбор остается за той компанией, которая предлагает наименьшую цену. И представить себе ситуацию, что 10 компаний между собой сговорились о ценообразовании, а кроме этих компаний, есть еще другие - большое количество компаний, которые могут осуществлять поставки нефтепродуктов. И что все сговорились - это выше всяких смелых предположений.

- Снизится стоимость топлива с открытием Крымского моста?

- Достаточно сложно сейчас комментировать. Мы все видели заявления, что грузовой транспорт по мосту поедет значительно позже, чем легковой. Кроме того, я так понимаю, с точки зрения безопасности, нужно согласовывать перевозку таких опасных грузов, как бензин и дизтопливо, через мост. Мне кажется, пройдет какое-то время, и после того, как эту транспортировку сделают возможной, логистическая составляющая упадет. Сегодня трудно оперировать какими-то цифрами, но, думаю, упадет довольно заметно. Хоть и не сразу, - заключает он.

Водители надеются, что разборки ФАС и крымских нефтетрейдеров не отразятся на стабильных поставках бензина в Крым накануне курортного сезона и стороны все же придут к консенсусу. Ведь в конечном итоге от подобных разногласий могут пострадать жители полуострова и многочисленные туристы.

Цены в Крыму и других регионах значительно разнятся

Цены в Крыму и других регионах значительно разнятся

Фото: Андрей ПАВЛОВСКИЙ