2018-11-07T14:03:47+03:00

Почему транспортная революция в Ростове-на-Дону превратилась в автобусно-маршруточный бардак

Пять наивных вопросов о том, как в южной столице «внедряется» новая схема общественного транспорта
Поделиться:
Комментарии: comments17
Транспорт ходит переполненным не только в часы пик, но и в обычное время, чего раньше не было, жалуются люди.Транспорт ходит переполненным не только в часы пик, но и в обычное время, чего раньше не было, жалуются люди.Фото: Илья БОГОМОЛОВ
Изменить размер текста:

1. ЗАЧЕМ ВООБЩЕ ПОНАДОБИЛОСЬ ПРОВОДИТЬ ЭТУ «РЕВОЛЮЦИЮ»?

Вообще-то власти могли и подождать, объективно говоря. По крайней мере, посмотреть, как это будут делать в других мегаполисах, понять, какие шишки они набили себе, а потом, здраво поразмыслив, учесть все это.

Но решено было по-другому: как сообщили представители мэрии на заседании комиссии гордумы по транспорту, Ростов-на-Дону решил стать одним из пионеров в РФ и провести конкурс по отбору перевозчиков в соответствии с недавно принятыми изменениями в 44-й Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». С благой, разумеется, целью: и комфорт для пассажиров обеспечить (кондиционеры в салонах, вспомогательные средства для инвалидов), и прозрачность движения финансов в этой сфере, и обновить состав за счет частных перевозчиков.

А еще — присходит, по сути, очень крутое изменение состава игроков на этом рынке. В первую очередь, это касается значительного сокращения маршрутов, по которым ездили так называемые автобусы малой вместимости, в пользу больших. Плюс появились новые участники: большую долю заняла, например, транспортная компания их Ижевска, которой владеет бывший мэр столицы Удмуртии. И она вытеснила одного из старейших перевозчиков — АТП-3.

2. КТО АВТОР НОВОВВЕДЕНИЙ И В КАКУЮ СУММУ ДЕНЕГ ОНИ ОБОШЛИСЬ?

Процесс перекраивания маршрутной сети начался давно — еще при мэре Михаиле Чернышеве, потом это дело очень активно продолжил Сергей Горбань, а завершать довелось уже Виталию Кушнареву.

Над созданием введенной с 26 октября схемы с августа 2016-го и по 30 ноября 2017-го, пс последующими доработками, трудились двадцать пять представителей научного сообщества из опорного вуза, включая четверых докторов технических наук, девятерых кандидатов технических наук, троих кандидатов экономических наук и специалистов.

На это дело из муниципального бюджета было потрачено 5 млн 48 тысяч рублей.

По мнению самих авторов, все было учтено и рассчитано до мелочей. Да вот только, утверждают специалисты, к сожалению, разработчики все же сплоховали: в теории-то, да, получалось все прекрасно — и «среднее количество пассажиров» на такой-то остановке, и «средняя вместимость транспорта», и «средняя обеспеченность», и «пиковые нагрузки». Да вот на практике сложилось иначе: среднее «вдруг» не сошлось с реальностью.

3. ЧТО ПОЛУЧИЛИ В ИТОГЕ?

Конечно, привлекательнее называть произошедшее «транспортной революцией»: хоть в этих словах и есть некий оттенок, но вроде как, даже при таком раскладе, ощущается динамика, стремление к новому, совершенству и т. д. и т. п.

Но на деле получился, прямо скажем, бардак.

Потому что ситуация с самого начала вышла из-под контроля: городские власти (или, если угодно, «ответственные лица») оказались не готовы к такому развитию событий, как оказалось.

А произошло вот что.

Цитируем все те же доклады чиновников на думской комиссии. Хоть подвижной состав и обновился (средний возраст его теперь составляет 2,8 года - против 9 лет у техники, эксплуатировавшейся прежде), и 378 автобусов оборудованы для использования газомоторного комплекса, но, по итогам конкурса, муниципальные контракты были заключены по 66 маршрутам, а вот по 13-ти - нет.

В двух случаях, несмотря на проведенный конкурс, маршруты так и остались не закрытыми - в одном компания-победитель уклонилась от подписания договора, в другом, подписав договор, фактически на маршрут не вышла.

Теперь, чтобы настроить все, по маршрутам, оставшимся без заявок, рассматривается вопрос о заключении муниципальных контрактов до проведения повторного конкурса в 2019-м.

Народу приходится подолгу ждать свои автобусы. Фото: Ростовский городской транспорт.

Народу приходится подолгу ждать свои автобусы. Фото: Ростовский городской транспорт.

4. КТО ВЫИГРАЛ, КТО ПРОИГРАЛ?

Можно, разумеется, театрально воскликнуть, что проиграли все, особенно ростовчане. Но это не совсем так.

Точнее — да, люди (пассажиры) проиграли в первую очередь, и это бесспорно: опаздывали на работу, мерзли (не май месяц все-таки!) на остановках, толкались в душном переполненном транспорте, нервничали и проч.

Но есть еще как минимум две стороны этого процесса.

Во-первых, сфера общественного транспорта — это, как известно, одна из самых емких с финансовой точки зрения. Для общего понимания: ежемесячный пассажиропоток в Ростове-на-Дону составляет сегодня порядка 10 млн человек. Если перевести в деньги, то оборот получится около 220 млн рублей (плюс-минус, как говорится) — в месяц!

Так вот, со все большим распространением безналичной системы оплаты проезда объем пассажирских перевозок отчего-то стал неуклонно падать — за первый квартал он рухнул аж на треть, а если сравнивать с тем, что было еще пару лет назад, то вообще снижение получится вдвое.

Как думаете, почему? Не утверждая, намекнем: играет роль не только неучтенный нал (для чего, по-вашему, нужны «свистки»-контролеры на узловых остановках? только для точного соблюдения графика, да?), но еще и компенсации за льготников — это около полутора миллиардов в год. И перевозчики еще лет десять назад, когда вставал вопрос о введении системы безнала яростно противились новшеству, говоря, что они и так недополучают от государства половину таких компенсаций.

Во-вторых, однозначно проиграла власть. В имиджевом плане. Ну что стоило, допустим, представителю руководства (не будем тыкать пальцами) взять и честно сказать горожанам: мы действительно лопухнулись, наделали массу ошибок, извините нас, будем исправляться с учетом ваших замечаний. Так нет же — снова начались рассказы про «мониторинг» и «реагирование».

А противники - то есть те, кто остался за бортом новой маршрутной сети, использовали момент по всем правилам пиара. И получили общественное сочувствие, что тоже немало.

5. КОГДА ВСЕ НАЛАДИТСЯ?

Сити-менеджер Виталий Кушнарев, отвечая на этот вопрос в телеэфире, посоветовал всем «набраться терпения». Руководитель одного из АТП, оставшихся «при деле», Магомед Дарсигов, на встрече градоначальника с предпринимателями, выразил мнение, что это должно произойти в течение десяти дней.

На самом деле, уйдет, конечно, больше времени. Хоть у ответственных и безответственных лиц сейчас, пардон, все значимые части тела горят, но они до конца не понимают, что делать. Информация отрывочная, критичная и не всегда, следует это признать, объективная: где-то реально приходится ждать своего автобуса часами, а где-то шумят «за компанию».

Поэтому они будут латать дыры - перекидывать подвижной состав с одной линии на другую, штрафовать перевозчиков, не обеспечивших должного количества подвижного состава, в ручном режиме как-то налаживать ситуацию (кстати, так ведь уже было, только об этом позабыли: в 2013-м, когда начинали перекраивать сеть под автобусы и Hyundai County).

Так вот, после возмущений граждан (то есть, извините, по следам упомянутого «мониторинга») увеличили количество автобусов на 22-м маршруте. Теперь, вероятно, начнутся переговоры по замещению тех самых маршрутов, что оказались вне конкурса.

Эксперты «КП» прогнозируют, что на это уйдет весь ноябрь.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также