Какие воспоминания о Великой Отечественной войне сохранила 92-летний ростовский ветеран
Фото: публикации Герой
9 мая Ростов-на-Дону вместе со всей страной встретит День Великой Победы. Многие придут на парад или присоединятся к акции «Бессмертный полк», чтобы пройти по Театральной площади с портретами близких, а кто-то найдет альбом со старыми фото бабушек и дедушек, чтобы в кругу семьи рассмотреть новые детали.
К сожалению, большинства ветеранов уже нет в живых, поэтому так ценны моменты встречи с теми немногими, кто дожил до этого дня.
Журналисты «КП-Ростов-на-Дону» поговорили с ветераном Великой Отечественной войны Марией Белоус. Сейчас Марие Николаевне - 92 года. Ребенком она столкнулась бомбежками, спасала дом после пожара и пряталась в глухом лесу от немецких солдатов с двумя сестрами на руках.
ДЕРЕВУШКА ПРЕВРАТИЛАСЬ В РАЗГРАБЛЕННЫЕ РУИНЫ
- Когда в наше белорусское село Андруши пришла война, мне было всего 11 лет, - начала свой рассказ бабушка Маша. - Никогда не забуду тот летний день 1941 года. Как всегда, встала рано утром, заплела косу, надела серый сарафан и отправилась в поле, чтобы пасти корову. Уже к полудню прибежала обратно и оцепенела: по улицам ходили вооруженные немецкие солдаты и мало, кто понимал - кто они и что им надо.
Война пришла в дом к Марии когда ей было 11 лет
Фото: публикации Герой
Ужас и страх от происходящего не оставляли. Непрошенные гости грабили хатки, резали домашний скот, отбирали последний хлеб, запасы мяса и даже домашнюю утварь. Всего за несколько дней немецкие солдаты смогли навести в деревне свои порядки. Силой они заставили всех местных выйти на главную площадь и на ломаном русском объяснили, что 40 жителей должны откупиться от них деньгами или собранным урожаем. Тех, кто этого сделать не сможет или не захочет, заберут в плен.
По итогу, только половина смогла расплатиться, остальных через несколько дней увезли в неизвестном направлении. После в Андрушах была относительная тишина, ровно до 1942 года.
"СРАЗУ ПОВЗРОСЛЕЛА ЛЕТ НА ТРИДЦАТЬ"
После случившегося в наших краях стали дежурить советские разведчики, они-то и сообщали местным о надвигающихся облавах. С каждым сообщением о них народ сразу запрягал телеги с лошадьми и отправлялся в безопасную лесную зону. Если облавы не ожидалось, жители принимались пахать и сеять: нужно было как-то выживать.
Мария Николаевна смогла пережить бомбежки и спасти младших сестер.
Фото: Личный архив героя публикации
Эта страшная война, пропахшая кровью, порохом, и смертью, вмиг лишила всех нормальной жизни. Если раньше дети мечтали о новой деревянной игрушке, хозяйки - о богатом урожае, а мужчины - о солидном рыбном улове, то после лета 41-го мы все мечтали выжить.
Я тогда сразу будто бы повзрослела лет на 30. Из юной девчушки вдруг превратилась в сильного и стойкого бойца. А по-другому было нельзя, ведь после смерти мамы в 1939 году, я и еще две младшие сестры остались на попечении пожилой бабушки и отца. Средней Насте только исполнилось девять, а младшенькой Олечке было всего пять.
КАК ТРИ МАЛЕНЬКИЕ ДЕВОЧКИ МОЛИЛИСЬ
- В деревушке, что находилась через речку от нас, ситуация была гораздо страшнее, ведь там орудовали немцы. Однажды наши разведчики попытались атаковать их и освободить соседей, но встретили ярое сопротивление и были вынуждены бежать в лес. Поняв, что теперь обе деревни остались без защиты, немецкие военные снова отправились к нам в Андруши. Они взяли в плен большое количество моих соседей, в числе пленных оказалась и наша бабушка. Ее и остальных заперли в ангаре.
Какие воспоминания о Великой Отечественной войне сохранила 92-летний ростовский ветеран
Фото: публикации Герой
Тогда я думала, что хуже уже быть не может. И только потом поняла, как сильно ошибалась. Буквально через несколько часов враг без малейших сомнений поджег добрую половину нашей деревушки. Завидев языки пламени, я схватила сестер, корову и бежала в лес. Уже оттуда каждые 10 минут мы выбегали на опушку и наблюдали, как горит наш дом, в котором когда-то были так счастливы все вместе. Мы очень сильно переживали, что огонь может дойти до ангара, где заперли бабушку.
"Хоть бы не дошел, хоть бы не дошел", - молились мы, три маленькие девочки, целые сутки. И Бог нас услышал: вернувшись обратно в деревню, мы увидели возле сгоревшего дома нашу бабушку. Оказывается, ей удалось бежать. Но как она изменилась: около затухающего пепелища, тяжело дышала и скрючившись сидела пожилая старушка, в которой я с трудом узнала свою вмиг постаревшую бабулю-хохотушку. Ее глаза были наполнены слезами и ужасом, а лицо покрывали черные пятна от золы. Но все-таки она была жива!
И МАМА, И ПАПА, И СЕСТРА
- Когда наш дом сгорел, бабушка пошла жить к своему брату, ну а мы с сестрами и отцом - к дедушке по его линии. В том доме уже жили семь человек и спальных мест совсем не было. Ну и ничего: находили какие-то старые тряпки и стелили себе прямо во дворе.
Днем к нам могли зайти немцы, а ночью - беглые партизаны, которые искали еду. Было небезопасно, но жаловаться не на что: живы и это главное.
Такой кочевой образ жизни продолжался до 1944 года. А летом пришла новость о том, что отца сажают в тюрьму. Это значило, что теперь мы с сестрами остались сиротами. Вся ответственность за них отныне была на мне. Я была и мамой, и папой, и сестрой. А еще стояла задача - восстановить дом. Жить по чужим домам не хотелось, ведь в родной деревне остался какой никакой, но свой.
При пожаре крыша, конечно, сгорела, но стены остались в полном порядке. Тогда было решено вернуться и заделать крышу. По началу, особенно в теплое время, мы втроем жили прямо на пепелище, зимой по-прежнему просились ночевать к разным соседям. Со временем рожь обмолотили, от нее осталась солома и я навязала специальные конструкции, которые соединяла между собой в полотно, закрепила и залатала крышу. Но пожить в доме нам так и не удалось.
ТОЛЬКО ТРИ ДЕВОЧКИ И ТЕПЛЫЕ БАБУШКИНЫ РУКИ
- В это же время по соседству с хаткой бабушки находился большой дом, в котором немцы разбили штаб-квартиру. Один из местных переводчиков по доброте душевной решил предупредить ее, что совсем скоро начнется серьезный бой за освобождение. Это значило, что всем женщинам, старикам и детям лучше покинуть окрестности и уйти в лес. Бабушка тут же рассказала об этом соседям, а те - своим. Так весть дошла и до нас.
В лесу, мы, наконец, с ней встретились. Обнялись и долго плакали. Было чувство, будто бы мы одни на этой огромной планете. Есть только три девочки и теплые бабушкины руки, которые нежно перебирают волосы и убаюкивают колыбельной на ночь. Этот момент я сохранила и пронесла в сердце до этих самых пор.
Так в объятиях бабушки мы провели около недели. Собирали ягоды, доили корову, которую удалось привести. И тут, наша бабулечка вдруг говорит: мол, пойдемте со мной к дому, хлеба напеку и обратно вернемся. Если честно, мы побоялись идти, а она была уверена в своем решении.
Оказалось, что это были последние наши минуты вместе. Но она к нам так и не вернулась. Уже, когда немецкие войска навсегда ушли из деревни, мы смогли выйти из лесного заточения и прибежать к родному дому. Первым, что мы увидели во дворе, это бездыханное тело бабушки. Застреленная и обгоревшая, она стала для нас символом этой страшной войны. Войны, которую никто из нас никогда не забудет. И, я очень надеюсь, пронесет сквозь века в памяти своих внуков и пра-, пра-, пра-, правнуков.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Поисковики разыскивают родственников солдата, останки которого нашли вдали от родины
В Омской области поисковики нашли останки семи солдат, которые погибли в Великую Отечественную войну. После долгой работы участники отряда «Поиск» установили личность одного из героев - Ивана Наумова, который оказался уроженцем Ростовской области. Теперь они ищут родственников бойца, чтобы рассказать им его историю. (подробности)