Премия Рунета-2020
Ростов-на-Дону
+22°
Boom metrics
Общество18 июня 2022 6:00

"Красим сами или нанимаем со стороны?": почему родители не хотят, чтобы дети таскали парты, а надо, рассказал трудовик с 30-летним стажем

Как и почему школьников нужно приучать труду на каникулах, рассказал учитель с 30-летним стажем из Ростовской области
Как и почему школьников нужно приучать труду на каникулах, рассказал учитель с 30-летним стажем из Ростовской области

Как и почему школьников нужно приучать труду на каникулах, рассказал учитель с 30-летним стажем из Ростовской области

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Уроки завершились, большинство экзаменов тоже позади, а значит - ура, каникулы! Но, чтобы уже в следующем учебном году стены учебного заведения, а с ними полы, потолки, шкафы и другой ученический инвентарь, радовали нужно приложить руку. И пока в одних родительских чатах разворачиваются баталии на тему "Красим сами или нанимаем со стороны", учитель труда одной из сельских школ Ростовской области рассказал: почему важно привлекать к труду самих учеников.

"ТРУДИТСЯ РУКАМИ БЫЛО ПОЧЕТНО КОГДА-ТО. НЕ СЕЙЧАС"

- Я работаю учителем труда уже больше 30 лет, - начал разговор наш собеседник. - Поколение за это время заметно поменялось и отношение к труду - тоже. Когда я только пришел преподавать, учеников задействовали в самых разных сферах, и они были этому рады.

У нас во дворе был школьный сад, его полностью обслуживали дети: поливали, разрыхляли землю и выдирали сорняки. Лето проходило весело. Мальчишек вывозили в поля, там они учились водить трактор, копались в моторах и крутили гайки. На каникулах ребята приходили полными классами, чтобы починить мебель, помыть окна и разобрать металлолом в хозяйских пристройках. Девочки занимались растениями, сажали рассаду и украшали клумбы.

Трудно тогда было представить, что кого-то не пустили родители на хозяйственные работы. Тогда трудиться руками было почетно и взрослые наставляли детей на работу с уважением. Сейчас это уже прошлый век.

"ЕСЛИ ПОЧИНИЛ САМ, ЛОМАТЬ НЕ СТАНЕТ"

- Теперь же работа на каникулах воспринимается как что-то зазорное и абсолютно ненужное. Школьный предмет технологию производств дети считают абсолютно бесполезным занятием. Они думают, что в жизни им не понадобится паяльник, резьба по дереву и другие бытовые навыки, ведь сейчас все можно купить. Под предлогом увеличения безопасности: это нельзя - "поранится", а от этого лучше откажемся - "мало ли чего", детей делают беспомощными и не самостоятельными.

Сейчас, когда начинаются каникулы, в школе стартует «практика». В это время в помещениях проходит уборка, поливают цветы и убирают различный мусор. Работа совсем не сложная, но у родителей складывается ощущение, что мы тут нещадно эксплуатируем детей.

За месяц до начала всех робот, подходят обеспокоенные мамы и начинают рассказывать, что их детям нельзя поднимать тяжелые ведра, контактировать с хлоркой и особенно передвигать парты. Я, как педагог, конечно, успокаиваю и объясняю, что работа больше носит воспитательно-нравственный характер. Ведра - совсем маленькие, да и хлорку детям не дают, только мыльный раствор, чтобы протереть в классах. Прополкой приусадебных зон дети тоже уже не занимаются, максимум граблями могут собрать мусор под деревьями. Истина проста: если ученик починит школьный стул, то он точно не станет ломать мебель. Дети должны уважать свой труд и других.

"ТАК ОНИ ПОВЗРОСЛЕЮТ БЫСТРЕЕ"

- Иногда родители пытаются огородить детей от «пыльной работы» и сами приходят чем-то помочь. С одной стороны это похвально. Но лично я считаю, что школьники сами должны трудиться, так они повзрослеют быстрее.

Мальчишки так удивляются, когда я даю им в руки инструменты и прошу повесить полки или подлатать покосивший шкаф. Они сразу начинают думать, как лучше сделать и берут инициативу в свои руки.

А большинство родителей же, как правило, не доверяют детям серьезную работу, или если даже и просят что-то сделать, то «стоят над душой», лезут со своими советами, полностью лишая самостоятельности. Так вот: детям и тогда, и сейчас нужно помогать только советом и, то если они его попросят.

"БОЯТСЯ ПЕРЕТРУДИТСЯ"

- В прежние времена дети могли и работать ударно, и так же активно отдыхать. У нас работал школьный лагерь по туризму. Ребята пропадали на занятиях, строили шалаши и вязали узлы. При желании всей группой мы могли пойти в поход.

Теперь же выйти на природу с детьми практически нереально, даже в соседний парк. Нужно получить согласие от всех родителей, разрешение сопровождающего и еще много разных бумаг.

Снаряжение на спине детям носить нельзя, следовательно, для этого нужен отдельный человек. Да и родители боятся, если их чад вывозят даже в городскую лесополосу.

Вдобавок, сейчас совсем нельзя разводить костры на территории нашей Ростовской области, поэтому походы полностью сошли на нет. А последние 5 лет даже соревнования по туризму между школами уже не проводим из-за всех этих ограничений.

"Хорошо", - скажете. Но лично я считаю: все эти нововведения приводят к тому, что дети боятся работы и боятся перетрудиться. Любая маленькая оплошность для них становится проблемой, которую они не способны решить.

Поэтому, если не хотите "сыночек-корзиночек", вспомните - труд и слово "надо" - это одни из самых важных качеств, которые понадобятся и для дальнейшей учебы, и по жизни.

А В ЭТО ВРЕМЯ

«Не сдать ЕГЭ — не смертельно!»: почему выпускники не пропадут, даже если не поступят в вуз, объяснил учитель с 20-летним стажем

Сдача ЕГЭ в разгаре, и многие выпускники слышат от родителей: «Не сдашь — будешь улицу мести!», даже если экзамены сам сдавал двадцать лет назад. Из-за этого все больше конфликтов между поколениями. Учитель информатики из Ростовской области Олег Дубейковский уверен: конец света не наступит, если ребенок не сдаст ЕГЭ, и даже сможет провести год с пользой. Педагог рассказал читателям «КП — Ростов-на-Дону», как найти общий язык с повзрослевшим ребенком, и очему все дети мечтают стать блогерами, а родители все еще мыслят по-старому (подробности)