Премия Рунета-2020
Ростов-на-Дону
+1°
Boom metrics
Общество20 октября 2023 11:55

Повышают уровень оказания медицинской помощи во всей стране: Как консультативно-диагностические центры сделали мечту реальностью

Диагностические процедуры, которые раньше были доступны только жителям крупных городов, теперь дошли до всех уголков России
Одним из основных докладчиков стал президента ДиаМА Дмитрий Бурцев. Фото предоставлено Диагностической медицинской ассоциацией

Одним из основных докладчиков стал президента ДиаМА Дмитрий Бурцев. Фото предоставлено Диагностической медицинской ассоциацией

Первые консультативно-диагностические центры (КДЦ) в нашей стране появились еще во времена Советского Союза. На тот момент, в конце 1980-х, это были принципиально новые учреждения, которые активно внедряли инновационные идеи. Одной из основных целей создания КДЦ стало повышение качества медицинского обслуживания населения. Благодаря использованию современного оборудования и наличию специалистов разных профилей КДЦ предлагали более высокий уровень медицинской помощи, чем традиционные поликлиники.

С течением времени консультативно-диагностические центры полностью оправдали свое появление, продолжая доказывать свою эффективность и актуальность и сейчас. К такому выводу пришли участники ежегодной XXXI конференции Диагностической медицинской ассоциации (ДиаМА) с международным участием «Диагностические центры: от профилактики до высоких технологий», которая состоялась в Ставрополе.

Коллаборация науки и практики

При этом с появлением консультативно-диагностических центров была усилена роль диагностики в медицинском процессе, что позволяло более точно определять заболевания и, соответственно, назначать эффективное лечение. Кроме того, КДЦ стали центрами обучения для молодых специалистов, и это способствовало повышению уровня медицинского образования в стране.

К сегодняшнему дню, как рассказал на конференции президент ДиаМА, доктор медицинских наук Дмитрий Бурцев, на базе центров-членов ДиаМА насчитывается 53 кафедры, которые осуществляют непрерывное медицинское образование по подготовке и переподготовке врачей и фармацевтов. КДЦ стали тем самым местом, где наука соединяется с практикой. Благодаря этой коллаборации консультативно-диагностические центры воспитывают новые кадры, обучая их применять самые передовые технологии.

Еще одно преимущество КДЦ заключается в централизации лабораторных исследований, благодаря которой жители глубинки тоже могут получить необходимую медицинскую помощь без необходимости длительных поездок и расходов на проживание в крупных городах. Еще совсем недавно это могло показаться невозможным, а сейчас реально работает.

– Регионы, которые смогли реализовать централизацию диагностики, демонстрируют следующие преимущества: экономию финансовых ресурсов за счет сокращения себестоимости исследований; единый методологический подход; повышение качества исследований за счет использования современного дорогостоящего оборудования, - заявили на конференции «Диагностические центры: от профилактики до высоких технологий».

При этом спектр исследований в консультативно-диагностических центрах максимально широк: от общеклинических до цитологических, гематологических, биохимических, иммунологических, иммуносерологических и молекулярно-генетических исследований. Для всех пациентов доступны эндоскопические, лапароскопические и другие методы диагностики.

Во главе угла - пациент

Общепризнанный факт: консультативно-диагностические центры обладают передовыми технологиями и высокоточным медицинским оборудованием для проведения точной диагностики. Однако ключевое свойство КДЦ - это все-таки пациентоориентированность. И важную роль тут играет менеджмент качества. Специалисты КДЦ разрабатывают, внедряют и постоянно обновляют стандарты и протоколы лечения и диагностики для оптимизации процесса оказания медпомощи. Регулярное проведение аудитов и контрольных мероприятий для оценки качества и безопасности предоставляемых услуг, выявление проблем «на корню» и заблаговременное предотвращение возможных ошибок - все это является неотъемлемой частью работы (можно даже сказать - философией!) всех консультативно-диагностических центров.

При этом особое значение придается цифровизации и автоматизации. Например, в автоматизированном режиме работают лаборатории: искусственный интеллект способен сам определить, какие результаты анализов следует отправить на изучение врачу, а где ответ и так ясен и однозначен. Не верится? А это правда!

Примечательно, что такой подход сейчас стал активно применяться во многих федеральных учреждениях здравоохранения, а КДЦ, опередив время, развивают это направление фактически с самого начала своей деятельности. В конечном итоге в выигрыше остается пациент, ведь грамотная организация работы позволяет консультативно-диагностическим центрам предоставлять медицинские услуги качественно и оперативно.

Общее дело

Вместе с тем нельзя сказать, что КДЦ играют в одиночку. Наоборот, консультативно-диагностические центры развивают сотрудничество - идут в одной связке - со многими медицинскими учреждениями и организациями: поликлиниками, больницами, исследовательскими центрами.

И сотрудничество это, что важно, взаимовыгодное. Например, КДЦ могут предлагать дополнительные диагностические и консультационные услуги, которые не могут оказать в поликлиниках или больницах. КДЦ обладают передовым оборудованием и технологиями, поэтому «подключение» к таким центрам позволяет медицинским организациям предоставлять своим пациентам более точные и эффективные услуги в области диагностики и лечения. Не менее важен обмен опытом и знаниями: специалисты консультативно-диагностических центров проводят обучающие семинары и мастер-классы для медицинского персонала организаций, а также обеспечивают консультационную поддержку. Кто «конечный бенефициар»? Ответ тот же – пациент! Потому что активное взаимодействие специалистов разных областей позволяет повысить уровень оказания медицинской помощи во всей стране.

К сегодняшнему дню в диагностическую медицинскую ассоциацию входят 35 диагностических центров. Это 6 тысяч врачей, 51 специализированный центр, 58 лабораторий. Их главная цель и в наши дни остается прежней – быть локомотивами в модернизации и реформировании систем здравоохранения на территории всего постсоветского пространства.

Сейчас ДиаМА - это 35 диагностических центров. Фото предоставлено Диагностической медицинской ассоциацией

Сейчас ДиаМА - это 35 диагностических центров. Фото предоставлено Диагностической медицинской ассоциацией

Только цифры

- 81 миллион лабораторных анализов выполнили консультативно-диагностические центры в 2022 году;

- 7 миллионов диагностических исследований проведено;

- 145 тысяч случаев стационарного лечения зафиксировано;

- 10000 сотрудников работают в диагностических центрах, входящих в диагностическую медицинскую ассоциацию.

Среди них:

205 отличников здравоохранения, заслуженный врач, 33 доктора и 370 кандидатов наук

На заметку

Консультативно-диагностические центры часто выполняют функции научно-исследовательских учреждений. Это позволяет им быть в курсе последних медицинских достижений и применять передовые технологии на практике. Реклама, НО «ДИАМА»