Премия Рунета-2020
Ростов-на-Дону
+32°
Boom metrics
Общество3 июня 2024 7:50

Семья сделала из обезьяны человека

В продолжении цикла «Науки о семье» ректор ЮФУ беседует с биологом о таких разных семьях животного мира
Ректор ЮФУ Инна Шевченко беседует с и.о. заведующего кафедрой зоологии Академии биологии и биотехнологии им. Ивановского ЮФУ Алексей Тихонов.

Ректор ЮФУ Инна Шевченко беседует с и.о. заведующего кафедрой зоологии Академии биологии и биотехнологии им. Ивановского ЮФУ Алексей Тихонов.

Фото: Наталья Захарченко. Перейти в Фотобанк КП

В цикле публикаций «Науки о семье» ректор ЮФУ Инна Константиновна Шевченко беседует с учеными из самых разных областей знаний о том, что же такое семья. Пятая встреча цикла посвящена биологии, на этот раз гостем ректора стал доцент, кандидат биологических наук, и.о. заведующего кафедрой зоологии Академии биологии и биотехнологии им. Ивановского ЮФУ Алексей Тихонов.

ТАКИЕ РАЗНЫЕ ЗВЕРИ, ТАКИЕ РАЗНЫЕ СЕМЬИ

- Май дарит нам яркие краски и весеннее оживленное, а у некоторых и романтичное настроение. Все оживает, растет, цветет. Поэтому сегодня мы говорим о биологических науках: теме семьи, семейства, рода в том виде, каком это представлено в биологии. Итак, Алексей Владимирович, как устроена современная систематика животных, как она создавалась и почему в научный оборот и в наш повседневный язык вошли такие термины, как род, вид, семья? С чем это связано?

- Человек — это существо с потребностью все каталогизировать. 40 000 лет назад началась когнитивная революция, тогда по большому счету сформировался современный разум человека. И он сформировался в первую очередь как разум, способный и жаждущий всё систематизировать. Но систематика как наука родилась в 1735 году, когда Карл Линней опубликовал книгу, где и сформулировал, что есть вид, затем виды объединяются в рода, те объединяются в семейства, семейства — в отряды, отряды — в классы, классы — в типы, а над всем этим стоят царства. Ученые к его систематике добавили всего один вышестоящий таксон — домен, это случилось уже в 1990 году. Вот так сейчас выглядит современная систематика.

Ректор ЮФУ Инна Шевченко

Ректор ЮФУ Инна Шевченко

Фото: Наталья Захарченко. Перейти в Фотобанк КП

- А какие есть виды семейных устройств в природе и как они проявляются? И чья семейная организация наиболее похожа на человеческую?

- Семей у животных масса, можно вспомнить общественные семьи: муравьи, пчелы, термиты. Или, кстати, такое уникальное животное – слепушонка обыкновенная, она встречается и в наших степях. У этого вида семья построена по муравьиному принципу: есть царица – единственная размножающаяся самка, которая рожает самок, у которых подавлена половая система и они только работают (как рабочие особи муравьев) и не размножаются. Но когда колония становится слишком большой, то на ее краях концентрация специального феромона, выделяемого главной самкой, падает. Тогда некоторые самки осознают, что они самки, крадут часть самцов и уходят как можно дальше от материнской колонии.

Часто встречаются частично моногамные семьи – моногамные на один сезон. Например, так у зябликов: они образовали пару, но на следующий сезон образуют уже другую. Это связано с необходимостью как можно шире распространить свои гены.

Интересно устроены отношения и у аистов – они хранят верность не партнеру, а гнезду, это такая «территориальная» моногамия, гнездовой консерватизм. То есть птица построила гнездо, вывела там с другой птицей потомство, и оба партнера всю жизнь будут возвращаться именно в это гнездо. Если они, скажем, встретятся в месте зимовки, на юге, никакой реакции узнавания друг на друга у них не возникает, всё их узнавание сосредоточено на гнезде. И если одна из птиц погибла, то вторая будет стоять в том же гнезде и ждать другую птицу. Например, ту, которая еще нигде не гнездилась. В результате такое гнездо переживает десятки поколений птиц.

А вот в случае с человеком всё сложнее. Человек, кроме набора генов, может оставить потомкам очень многое: научную статью, красивую картину, стихи, которые будут воспламенять следующие поколения. Человек, который не оставил биологическое потомство, но выучил сотни учеников, уже продолжил своё дело. То есть у нас, кроме генов, появился разум, появилась информация, которую мы тоже передаем последующим поколениям. И это тоже очень важно.

Доцент, кандидат биологических наук, и.о. заведующего кафедрой зоологии Академии биологии и биотехнологии им. Ивановского ЮФУ Алексей Тихонов.

Доцент, кандидат биологических наук, и.о. заведующего кафедрой зоологии Академии биологии и биотехнологии им. Ивановского ЮФУ Алексей Тихонов.

Фото: Наталья Захарченко. Перейти в Фотобанк КП

С МИЛЫМ РАЙ В ШАЛАШИКЕ

- А в природе есть ухаживания?

- Да, это поведение, которое появляется у разных видов животных. Оно проявляется очень разнообразно. Например, журавлиный танец, где на каждое движение следует ритуализированный, вбитый в инстинкты ответ партнера. Самка присела – самец должен поклониться, и так далее.

- Это же как-то передается?

- Конечно, это передается генетически и строго детерминировано для каждого вида. Если вдруг произойдет ошибка и птицы разных видов попытаются создать пару, все сломается на стадии этого ритуала, ведь танцы у птиц разные.

Есть сложные ритуалы, когда самка отбирает самца по какому-то признаку, совершенно не обязательно по внешнему виду. Например, есть птички под названием тропические шалашники. У них самец строит шалаш из веточек и ярко его украшает – ягодами или даже ярким пластиковым мусором, крышечками от бутылок. Затем прилетает самка и выбирает самый правильный, геометрически точный, яркий узор, словом, самый красивый шалашик. Но затем гнездо вьет отдельно от самца и самостоятельно высиживает и кормит птенцов. То есть это не шалаш для птенцов, он только «для красоты», а самец в этой паре больше ничего не делает. И это тупик полового отбора: раньше это что-то значило, скорее всего, лучший шалашик говорил самке о том, что у этого самца самый высокий интеллект, а значит, его гены выгодно передать. Но сейчас это уже ничего не значит, это ритуализированное поведение, которое ни о чем не говорит.

Ректор ЮФУ Инна Шевченко и и.о. заведующего кафедрой зоологии Академии биологии и биотехнологии им. Ивановского ЮФУ Алексей Тихонов.

Ректор ЮФУ Инна Шевченко и и.о. заведующего кафедрой зоологии Академии биологии и биотехнологии им. Ивановского ЮФУ Алексей Тихонов.

Фото: Наталья Захарченко. Перейти в Фотобанк КП

СЕМЬЯ КАК СПОСОБ ВЫЖИТЬ

- Кстати, об интеллекте. Связаны ли развитие интеллекта у человека и наш семейный уклад?

- Знаете, я бы даже сказал, что существование нас как разумного вида напрямую связано с тем, что когда-то у человека появилась семья. Именно появление семьи дало очередной толчок развитию нашего интеллекта, без семьи мы бы остались обезьянами.

- Почему?

- Предки людей тогда жили в саваннах и уже не жили на деревьях, потому что поменялся климат, стало холоднее. Еды было мало, и возникла огромная проблема – самка могла прокормить только одного детеныша. Если появлялось двое, все трое погибали. И самке в такой ситуации нужен был кто-то, кто ее поддержит. Самки начали выбирать самых неагрессивных самцов из популяции, которые не будут бегать за другими самками, драться, а смогут остаться рядом с одной самкой и подкармливать ее. И когда самцы начали подкармливать самок и вне периода размножения, то это внезапно стало очень выгодно всей группе. Во-первых, сильно возросла выживаемость детенышей, значит, такое поведение самцов начало закрепляться эволюционно. Кроме того, у самцов появляется ответственность – кормить самку и детенышей. Если кормить самку он не будет, она его прогонит и гены он не передаст. Во-вторых, так как агрессия у самцов к тому моменту стала заметно ниже, появился механизм кооперации. Самцы стаи могут собраться и побежать куда-нибудь далеко за едой. А что такое самая важная еда на тот момент? Это уже мясо, не фрукты, потому что мясо куда более калорийно. Да, сами предки человека тогда еще охотиться не умели, у нас на тот момент из оружия был лишь камень с острой режущей кромкой, и им можно было только пилить. Но и его было достаточно, чтобы отпилить часть животного, которое, например, убил саблезубый хищник. Итак, самцы собрались в группу, нашли хищника, убившего зверя, подождали, пока он поест, и потом отпилили от того, что он бросил, свежее мясо. Так австралопитеки долго подбирали мясо за хищниками-гигантами, но затем климат стал еще холоднее, и животные-гиганты стали вымирать. А у людей к тому времени мозг сильно вырос, требовал много энергии, и они уже не могли откатиться назад в развитии. Поэтому пришлось изобретать настоящее оружие – тогда и появились каменные топоры, копья. Так люди стали охотниками.

Интересно, что семья также способствовала развитию гуманности – когда самцы уходят на охоту, на месте остаются женщины, дети и старики. Пожилые особи не могут охотиться, но могут передавать знания, а еще присматривать за детенышами, чтобы самки могли, например, насобирать корешков и была какая-то еда, даже если охота пройдет неудачно. И в результате старые особи становятся ценными, их всячески поддерживают, а это совершенно несвойственно природе. Например, когда на копытных нападает хищник, вперед они выдавят именно старую особь, как бы «пожертвуют» ею. А у людей появилась гуманность, мы стали защищать стариков, женщин и детей, это наша главная ценность. И так у нас появилась та самая наша «традиционная» семья, когда дети, родители и их предки живут вместе и непрерывно связаны. Ведь семья – это не одномоментное «пятно». Это «срез» – мой дед, прадед, это очень много людей до меня и, конечно, мое потомство. И вот эта непрерывность постепенно сформировалась у наших предков именно благодаря возникновению такого семейного, ответственного друг за друга уклада жизни. Так что по большому счету именно семья сделала из обезьяны человека.