Премия Рунета-2020
Ростов-на-Дону
+21°
Boom metrics
Происшествия22 ноября 2007 9:52

Приемные родители четыре года держали ребенка на цепи

Чтобы Денис не убегал из дома, его приковали к батарее
Источник:kp.ru

В Дубовском районе Ростовской области приемные родители осуждены за жестокое обращение с несовершеннолетним сыном. Чтобы мальчик, больной шизофренией, не сбегал из дома, каждый вечер его пристегивали цепью к отопительной батарее.

О том, что в одной из дубовских семей происходит неладное, местной прокуратуре стало известно после посещения центра реабилитации для несовершеннолетних.

- У нас поселок маленький, слухи быстро разлетаются, - рассказал «КП» прокурор района Роман ШТРЫКОВ. - Сотрудники центра обязаны проверять патронажные семьи. Придя в дом Нины и Сергея Топорковых, они были шокированы условиями, в которых содержится их приемный сын Денис. Дальнейшая проверка вскрыла еще более шокирующие подробности.

Как следует из сухих отчетов о рейде специалистов и инспекторов центра: «Мальчик проживает в комнате площадью 8 квадратных метров, в которой отсутствует свет, нет тюля, окно закрыто плотной занавеской, отсутствует телевизор, нет игрушек. У мальчика отсутствует одежда. Денис, со слов мамы, ходит по двору голый. Мать на него надела свой халат и вывела к членам комиссии. На лице ребенка видимые гематомы (синяки). Денис проживает в ненадлежащих условиях (как в карцере). Со слов специалиста, патронирующего семью, мальчика неоднократно держали на цепи....». В другом акте говорится: «В момент посещения мальчик был посажен на цепь».

Любовь длилась недолго

То, что стало шоком для сотрудников центра, уже давно не секрет для многих жителей Дубовки. В станице живет чуть больше восьми тысяч человек, и все слухи и новости разлетаются мгновенно.

На вопрос к первому прохожему, не подскажет ли он адрес, где живет семья Топорковых, был получен ответ:

- Это те, что своего сына кастрировали и на цепь посадили?...

История этой необычной семьи выглядит весьма странно.

50-летняя Нина Топоркова вместе с супругом Сергеем усыновили ребенка в 1994 году. Тогда Денису было всего четыре года. Знали или нет приемные родители о болезни сына, неизвестно. Это является тайной усыновления, и по закону огласке не подлежит. Но известно, что до восьми лет Денис был абсолютно нормальным ребенком. Он, как и все дети, пошел в школу и даже отучился два года, но потом ходить на учебу перестал. Его стали редко видеть на улице, он не общался со сверстниками, все время сидел дома.

Ребенка кастрировала мать?

Именно в это время у мальчика и проявились признаки психического расстройства, и был поставлен диагноз: «шизофрения».

- Семья Топорковых находится на патронаже с 2003 года, и еще в первые проверки сотрудники обратили внимание на условия, в которых живет мальчик. Не может в таких условиях расти нормальный ребенок. Я не считаю, что мальчик был более ненормальным, чем остальные наши дети, как это представляет его мать, - говорит директор дубовского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Владимир ЕРЕМЕНКО. - Этого же мнения придерживаются наш психолог и педагоги, которые работали с Денисом. Да, для своего возраста он отставал в развитии. В 17 лет его интеллект на уровне пятиклассника. Да и несчастный случай, который с ним произошел, сказался на его развитии. Но если бы он постоянно был среди детей, ходил в школу, то рос бы нормальным, развитым ребенком. В наш центр Денис проходил около трех месяцев. Прогресс в его развитии за это время был очевиден, но потом мать забрала ребенка.

Несчастный случай, о котором сказал Владимир Еременко, произошел в 2005 году. Именно в это время Топорковы собирались отказаться от опеки над Денисом и отправить его в специализированный интернат. 15-летний подросток, как и все мальчики в его возрасте, стал интересоваться отношениями полов, говорят, что приставал даже к своей матери. Но потом произошла трагедия. Он попал в больницу с диагнозом: «обширная рана мошонки и ампутация обеих яичек (кастрация)».

Мать сказала, что травму Денис получил, перелезая через забор. Но почти все соседи уверены, что она сама кастрировала мальчика. По образованию Нина Топоркова зоотехник и знает, как проводятся подобные операции. В 2005-м по данному факту даже была организована прокурорская проверка, но, не успев начаться, она заглохла.

Занимавшийся делом прокурор Дубовского района погиб в автокатастрофе, а дело закрыли. Тогда же родители отказались от того, чтобы отдать сына в интернат. Якобы он стал спокойным. В то же время государство значительно подняло размер выплат семьям, где есть дети-инвалиды и приемные дети. Сумма выплат поднялась до 10 тысяч рублей. Для деревни это огромные деньги.

После всего этого многие жители Дубовки часто видели Дениса ходящим по двору голым, с накрашенными ярким лаком ногтями и губами. Периодически он стал сбегать из дома. Милиция находила мальчишку в Краснодаре, Ставрополе, Волгоградской области и опять привозила домой к маме и папе.

Цепь для мальчишки

Возможно, что жизнь Дениса так бы и продолжалась, между цепью и побегами, если бы Владимир Еременко, отчаявшись помочь Денису Топоркову собственными силами, не обратился в милицию и прокуратуру.

В отношении Нины и Сергея Топорковых было возбуждено уголовное дело по статье 156 УК РФ «неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего». Уголовного дела по факту жестокого обращения с ребенком, его избиений или незаконного лишения свободы возбуждено не было. Также никто не решил «поднять» дело 2005 года, когда Денис был травмирован.

Как следует из протокола объяснений в суде матери Дениса Нины Топорковой по поводу цепи для ребенка: «Цепочка для ребенка куплена по его просьбе, она является для него подобием амулета, сувенира, фетиша. То есть бережет от уходов из дома. Денис сам просит нас в определенные дни (полнолуние) пристегнуть его цепочкой к отопительной трубе...»

Суд рассмотрел это дело. И вынес приговор нерадивым родителям. Согласно закону Нина Топоркова приговорена к году исправительных работ, с удержанием в доход государства 5% из заработной платы, а ее супруг - Сергей Топорков к 180 часам обязательных работ. Также прокурор Дубовского района в интересах несовершеннолетнего Дениса предъявил в суд исковое заявление о лишении их родительских прав. Но те в свою очередь подали апелляцию в вышестоящие инстанции.

Денис же в очередной раз сбежал. По словам матери, из-за того, что милиционеры забрали цепь. Его нет дома уже почти неделю, и где он сейчас - никто не знает.

Корреспонденты «КП» пытались побеседовать с Ниной Топорковой, чтобы узнать ее мнение о произошедшем, но женщина категорически отказалась что-либо говорить. Двух минут общения с ней хватило, чтобы почувствовать то, что говорят жители Дубовки: «Она очень странная».

red@kprostov.ruФото автора и из архива Дубовского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.