Премия Рунета-2020
Ростов-на-Дону
+15°
Boom metrics
Политика10 сентября 2010 6:31

«В Новочеркасске нет команды. Каждый чиновник озабочен решением своих проблем»

В сентябре исполняется полгода, как казачья столица, Новочеркасск, избрала себе в градоначальники коммуниста
Источник:kp.ru

14 сентября будет ровно полгода с того момента, как в Новочеркасске был избран новый мэр. Дата это, в общем-то, не круглая да и, прямо скажем, особо непримечательная. То есть можно было перелистнуть календарь и даже не задумываться о ней вовсе. Если бы только не ряд весомых «но». Во-первых, то, что Новочеркасск, который зовется казачьей столицей и, собственно, был в дореволюционное время главным административным центром Всевеликого Войска Донского и который всегда славился своей, мягко говоря, «неласковой» позицией к советской власти, вдруг на последних выборах «покраснел», избрав себе в градоначальники мэра-коммуниста Анатолия Кондратенко. Хотя эксперты в один голос говорят, что голосовали новочеркасцы не «за», а «против». В смысле, против предыдущего главы администрации единоросса Анатолия Волкова. И кандидатура тов. Кондратенко в этом смысле была самым, пожалуй, выгодным антиподом г-ну Волкову. Во-вторых, буквально на днях у нас состоялась встреча с одним теперь уже бывшим сотрудником, работавшим в команде Анатолия Кондратенко и занимавшим в ней довольно весомое место - руководителя комитета по управлению муниципальным имуществом, Александрой Пятаковой. Хотя сама она утверждает, что на самом деле команды как таковой - единого, выстроенного механизма и сегодня в администрации Новочеркасска нет. Эти слова да еще некоторые высказывания человека, знающего, что на самом деле происходит в этом непростом, своенравном городе, и показались нам основанием не переворачивать лист календаря на странице «14 сентября» просто так. А присмотреться к тому, как теперь живет один из крупнейших городов Ростовской области (почти 200 тысяч человек населения) сегодня. - Я сразу хочу предупредить: никаких симпатий к прежнему мэру, Волкову, я и сегодня не испытываю - даже в сравнении с нынешним, - начала нашу беседу Александра Пятакова. - Мне лично просто неприятно видеть нарастающие проблемы Новочеркасска, как я считаю, полную безответственность и беспомощность руководителей городской администрации, при решении наиболее важных вопросов жизнедеятельности горожан, соблюдении и защите их прав и свобод. Вот почему я и решила высказать свое мнение об этом. - Но ведь вы же какое-то время состояли в этой команде, работали под началом нового новочеркасского мэра. Логичный вопрос, без всяких реверансов: зачем было идти туда работать? - Прежде всего хочу отметить, что кадры, собранные для работы в администрации города, нельзя назвать командой. Многих из тех, кто сейчас занимает руководящие должности, я знаю не один десяток лет и не испытывала иллюзий в отношении их профессионализма, опыта муниципального управления, нравственности или порядочности. Но в глубине души я надеялась, что эти люди, столько лет самозабвенно идущие к власти, получив желаемое, будут направлять свои силы на эффективное управление жизнедеятельностью городских структур. Но, как оказалось, говорить дерущие за душу слова о социальной справедливости можно везде, всегда и всем. А на деле унять собственные амбиции, быть толерантным к окружающему миру людей, особенно если они из бывшей команды, другой партии - оказалось многим не под силу и не по нраву. Я видела Кондратенко на инаугурации: он был растерян. Как будто и сам не мог поверить, что победил. И главным, по идее, должно было стать формирование команды профессионалов, сделать прозрачной деятельность администрации, эффективно планировать и вводить программы инновационного развития городских структур, модернизировать муниципальные предприятия, провести инвентаризацию городского имущества и муниципальной казны. Но все три месяца, что я проработала, главным в деятельности администрации была погоня за прошлым и вместо конструктивных решений предлагаемых мной программ чаще всего мне доводилось слышать в его кабинете: «…ну когда же мы кого-нибудь посадим?» - Как же вы, простите, все-таки оказались среди этих людей? - Меня пригласили, я не прилагала усилий, чтобы попасть на работу в администрацию города. Мне предложили на выбор две должности: зама по правовым вопросам и председателя КУМИ. Я выбрала второе: у меня есть два высших образования - экономическое и юридическое, опыт работы руководителем муниципального предприятия, ряд созданных мной программ по экономическому развитию муниципальных структур и инновационным механизмам взаимодействия органов местного самоуправления с предприятиями различных форм собственности и институтами гражданского общества, в том числе и на местном уровне. Приступив к работе, с первых дней я была поражена происходившим подбором кадров на ключевые и обычные должности в администрацию города. Большинство - по партийной принадлежности, без особых навыков, знаний, опыта работы. - А что не так-то? Логично ведь: приходит к власти коммунист, что ж он должен - тащить за собой единороссов? Представители «Единой России», насколько я знаю, тоже не рвутся назначать политических оппонентов на ключевые посты. - Да, но ведь руководитель прежде всего обязан думать о том, насколько эффективно будет работать тот или иной человек, а соответственно, и система, которую он возглавляет в целом! Поэтому нужно стремиться к профессиональному критерию отбора сотрудников, а не выбирать из статистов на выборах. В КУМИ, к примеру, люди набирались еще прежним мэром, так и что? Увольнять их, что ли? Просто поставила в известность, что буду жестко спрашивать, попросила не вредить, работать добросовестно и со всей ответственностью. Вот и все. Двое не смогли себя пересилить и ушли. Остальные работали с максимальной отдачей, хотя и не всегда все было гладко. - Я так понимаю, в какой-то момент у вас возник конфликт, который и привел к разрыву с администрацией? - Ну, не конфликт, а противоположность отношений к обязанностям и ответственности. Что и следовало ожидать. Проблем в городе, которые необходимо было решать быстро и в соответствии с действующим законодательством множество, особенно с функционированием муниципальных предприятий. Но повторюсь: Анатолий Кондратенко прежде всего продолжал «воевать», а не строить. При этом любое новое начинание всегда сопровождалось глубокой подозрительностью и ворохом различных домыслов его ближайшего окружения, отсутствием четкости в принятии решений, постоянными сомнениями и шараханиями из стороны в сторону даже там, где нужно было проявить позицию и волю, основываясь на простой логике, целесообразности и разуме. В итоге решение всех проблем происходило на базарном уровне, и результат выпадал по принципу «наш» или «чужой». - Например? - Да вот, допустим, руководитель департамента городского хозяйства - Никита Шуваев, молодой, амбициозный. С первых дней впрягся в работу, пытался что-то делать, решать. Но как известно, инициатива бывает наказуема, и вместо того, чтобы помочь молодому руководителю администрация стала вставлять ему палки в колеса, не давая заниматься своими непосредственными делами. А жители при этом остались один на один с неотремонтированными домами, непонятно какими и кому платежами за коммунальные услуги и другими не решаемыми годами проблемами. Много вопросов мэром поднималось по проверке законности тех или иных ситуаций. Я неоднократно предлагала собрать представителей правоохранительных органов, чтобы обсудить насущные вопросы жизнедеятельности городских структур, правомерности и законности принятых ими решений. Но некоторые замы Кондратенко тут же возражали: да кто они, мол, такие! У них свои задачи, у нас свои. И не дело нам, власти, с ними за один стол садиться, да еще и советы их слушать. Зря, но настаивать было бесполезно, это вызывало только раздражение. - То есть решают вопросы замы? Команда? - Не совсем. К примеру, есть у него такой заместитель - Владислав Журавлев. Так вот, их взаимоотношения напоминают чем-то поведение «отца и сына»: могут даже наорать друг на друга. Но при этом Журавлев (очень, как мне представляется, ранимый в оценке собственных сверхвозможностей) имеет влияние на мэра, многие решения которого принимаются с позиции личных умозаключений и мировоззрения. - А вот здесь давайте поподробнее. Если не ошибаюсь, эти люди шли под знаменами «простоты», «честности» и «неподкупности». Когда вы ушли из администрации, Журавлев написал в городской газете, что вы человек добропорядочный, но не сработались с командой. Так кто есть кто? - Несколько человек среди замов мэра вполне самодостаточные профессионалы, но погоды они не делают. Там имеют вес больше Андрей Неуймин и все тот же Журавлев. Сразу просится пословица, скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты. Репутация г-на Неуймина мне кажется не идеальной, однако мэр взял его на должность управделами. А он с первых дней моего вступления в должность стал претендовать на оформление гаража, без получения необходимого согласования с собственниками близлежащего дома, но у меня появились сомнения в обоснованности этих требований. Так возник первый конфликт. Потом были еще «просьбы» от других «товарищей» - например, дать согласие на предоставление аренды одной фирме большого участка земли на... 49 лет! Отношения с Журавлевым тоже были испорчены. Словом, все привело к тому, что ряд лиц, не сумевших через меня «решить вопросы», написали заявление на имя мэра о том, что он должен сделать выбор: они или я... - Скажите, как все это сказывается или скажется в будущем на самих новочеркасцах? - Думаю, хорошего ждать вряд ли придется. К примеру, вот уже не в первый раз к мэру обращается руководство новочеркасского следственного изолятора, где находится котельная, которая отапливает не только само учреждение, но и целый микрорайон Новочеркасска. Вопрос заключается в том, чтобы отремонтировать котел. Не очень затратное дело, но... разрешиться оно никак не может, несмотря на письма в адрес мэра, с первых дней его нахождения в администрации. - А в чем дело-то? - Да в том, что если не сделать этот котел сейчас, то с началом отопительного сезона без тепла останутся жители части города, которые никоим образом не виноваты в том, что администрация Новочеркасска не может найти несчастные 2 млн рублей на исправление ситуации. И таких примеров - немало. К тому же мэр действительно продолжает какие-то боевые действия с бизнес-сообществом города. Насколько я знаю, не складываются у него отношения и с большинством депутатов гордумы. Ко мне обращались бизнесмены, принадлежащие к армянской диаспоре, которые считают, что при новом мэре им стало значительно трудней заниматься своим бизнесом, чем раньше - постоянные проверки, согласования и прочая бюрократическая волокита не дает нормально работать. Странно, что это происходит в Ростовской области, которая не в пример другим регионам славится своей толерантностью. К сожалению, по моим ощущениям, у Анатолия Ивановича Кондратенко не получается быть мэром города, не вижу я у него стремления к созидательным процессам в жизнедеятельности городских структур. Можно просто просиживать в кабинете, забыв о долге и чести, быть послушным и управляемым статистиками выборных кампаний, но ведь за окнами кабинета люди, которым обещали достойную жизнь…