Премия Рунета-2020
Ростов-на-Дону
+23°
Boom metrics
Общество5 июля 2011 7:50

Откровения водителя ростовской маршрутки: «Все говорят, что мы хамы. Да мы пашем по 16 часов в день!»

В редакцию «Комсомольской правды» часто приходят жалобы на водителей общественного транспорта. Свой ответ на постоянные претензии решил дать один из водителей маршрутки ростовской транспортной компании
Источник:kp.ru

В редакцию «Комсомольской правды» часто приходят жалобы на водителей общественного транспорта. Мол, курят беспрерывно, хамят, музыку громко слушают, сдачу вечно неправильно дают, вдобавок ко всему гоняют наперегонки да и вообще не соблюдают никаких Правил дорожного движения. Свой ответ на постоянные претензии решил дать один из водителей маршрутки ростовской транспортной компании. Зовут его Вячеслав, за баранкой - с 2003 года. Он согласился с нами пообщаться, но на условиях анонимности - не хочет лишиться работы. Сегодня мы публикуем своеобразную исповедь человека, который проводит за рулем по 16 часов в сутки.

ПЛАН - 4 500 РУБЛЕЙ В ДЕНЬ Раньше, несколько лет назад, у водителей был план - заработать и сдать в конце рабочего дня в кассу 1 500 рублей. В эту сумму не входит обслуживание машины, бензин - все эти расходы водитель платит из своего кармана. Потом планку подняли до 3 200, ребята еще как-то справлялись. А когда начальство заговорило о том, что платить нужно 3 700, многие задумались, стоит ли продолжать работу. Некоторые написали заявление. Другие же просто приняли новые правила игры и стали возить маршрутки, забитые до отказа. А начальство так и говорит: «Хотите, договаривайтесь с милицией и возите «стояк» - это ваши проблемы, как деньги заработать». А нам что делать? Вот и пришлось грузить полные машины, там люди ездят как селедки в бочке. Стражи порядка нас останавливают, с каждой машины берут по сто рублей, причем пассажиров никто не стесняется. В Александровке, кстати, стоял один такой дэпээсник при теле, так он наглый был - просил двести рублей с машины и не меньше. Еще ухмылялся и оправдывался, что, мол, деньги ему нужны на строительство дома...

Сейчас я, как и все водители маршруток, вынужден приносить план в 4 500 рублей. Причем, так интересно получается, нам ведь заработную плату не платит никто. Хотя мы подписываем бумаги, что я получил такую-то сумму денег, правда, цифра смешная - три тысячи рублей, кажется. А на деле нам никто ни копейки не дает. В некоторых компаниях заставляют платить сверх этой суммы еще 500 рублей. И потом общие остатки раскидывают на зарплату. А вот теперь посчитайте. В месяц у водителя 15 смен - не больше. Максимум в день он может заработать тысячу рублей. Это чистые деньги, которые идут в карман. То есть в месяц моя зарплата - 15 тысяч рублей, и это еще в лучшем случае. На самом деле, несмотря на то, что на работу я прихожу в 4 утра, а ухожу домой в начале двенадцатого, на себя я начинаю работать только после 22.00. Я, кстати, недавно говорю знакомому водителю троллейбуса, мол, хорошо вам теперь, план отменили небось из-за безналичной системы оплаты проезда. А он мне в лицо рассмеялся и говорит, что эти карточки роли не играют - как платили определенную сумму предприятию, так и платят все. А как собрать эти деньги, никого не волнует. Тем более если на общественном транспорте ездят в основном пенсионеры по льготам. Разве так можно работать?

«НЕКОГДА ДАЖЕ СХОДИТЬ В ТУАЛЕТ» А теперь представьте состояние водителя, который провел за рулем 16 часов. Неудивительно, что мы гоняем по встречке, объезжаем всеми путями пробки, подрезаем машины - это все ради того, чтобы заработать себе тысячу рублей и стать счастливым! Среди нашего брата настоящими везунчиками считаются те, кому удалось сесть на желтые автобусы с заветными буквами «МЕГА». Там вообще рай, по нашим меркам - работа без остановок, никто не требует с тебя плана, вози и вози себе пассажиров. А платят те же 15 тысяч, только они достаются не потом и кровью, как в нашем случае. Но устроиться на этот рейс практически нереально - очередь стоит на несколько лет вперед. У нас же люди и засыпают от усталости, и в обморок падают, были случаи, когда в разгар лета водители умирали от сердечного приступа. Условий ведь нет никаких. Согласно распоряжению, у водителя рабочий день не должен составлять больше десяти часов, в смену должны быть два перерыва, но на деле ничего этого нет, все документы подделываются. Мы пашем без перерыва, в туалет некогда сходить. Этого блага цивилизации у нас тоже нет, поэтому бегаем в парки да в кусты. Это хорошо, если конечная остановка на рынке - там можно покушать нормально. Но если нет, то приходится покупать пирожки и есть их на ходу.

В редакцию «Комсомольской правды» часто приходят жалобы на водителей общественного транспорта.

В редакцию «Комсомольской правды» часто приходят жалобы на водителей общественного транспорта.

Дань «свисткам» Еще вы наверняка видели, что на многих остановках к маршруткам подходят странные люди и просят денежку. У нас их называют «свистками». То есть, когда приходит машина на остановку, он делает знак, чтобы другая трогалась. И так целый день. Это мафия чистой воды. Мы сначала им платили по десять рублей, это было лет шесть назад, сейчас планка выросла до 150. То есть эти деньги мы по сути выбрасываем на ветер. Ведь они, эти «свистки», никакой пользы не приносят - только собирают дань и все. Говорят, что они следят за порядком, чтобы все по-честному было - одна машина пришла, другая ушла. На деле им вообще все равно. А вот если откажешься заплатить, будь уверен, завтра на работу не выйдешь. Если посчитать, что на каждом маршруте в день примерно по 40 машин и каждый отдаст 150 рублей, получится неплохая сумма. По вечерам уже со «свистков» собирают деньги другие люди. Вот такая «вертикаль».

У нас лето - самое нелюбимое время года. Город пустой, возить некого - студенты и школьники разъезжаются, многие в отпусках. Но ведь от этого план меньше не становится, и «свисткам» также нужно платить. Иногда все до копейки выгребаешь, лишь бы не лишиться работы. Вот так и получается, что зачастую днем летом даже на бензин не зарабатываем, а на смену «Газель» нужно заправить на 1 500 рублей. Работаем в убыток, осени ждем!

«Мы бескультурные. А пассажиры?!» Вот вы мне скажите, решение повысить тариф принимают умные люди? Ведь было так хорошо, когда стоимость проезда в маршрутках была 10 рублей - насобирал сдачу червонцами и без проблем отдал. Сейчас мелочь пока наскребешь - время теряешь, нервничаешь, пассажиры нервничают. А если сделают проезд еще дороже, нам вообще можно на рейс не выходить. План увеличат, это точно. А пассажиры? Ведь они пересчитывают каждую копейку, а если разозлятся (недосчитают чего-то по невнимательности, например) могут и в лицо швырнуть. А мы ведь терпим. И никто же не спросит - какого черта нам в такую дикую жару мотать круги по городу. Все говорят о бескультурье водителей, возмущаются, мол, зарплаты у них огромные, а хамы хамами. А на нас ведь никак не отразится повышение тарифа в транспорте - зарплата не вырастет. Сколько раз уже повышали стоимость проезда - водители оставались с той же суммой. Наживаться и богатеть опять будут только хозяева транспортных предприятий. Нам же придется выслушивать проклятия от пассажиров. А сами-то как себя ведут? Никогда доброго слова не услышишь, только возмущаются, что остановку проехал, оскорбляют да еще жалуются начальству, что мы не даем им проездной билет. Мне не жалко - пусть хоть всю катушку забирают, только кому нужен этот билет? Я предложил раз билетик - так мне в лицо рассмеялись.

«НА РЕМОНТ МАШИН НИКТО НЕ ТРАТИТ НИ КОПЕЙКИ» Техническое состояние машины, которая выходит утром на маршрут, - вообще отдельная история. По правилам, у водителя должны быть запасное колесо, домкрат, аптечка, огнетушитель. Но на деле ничего этого нет ни у кого. Вернее, когда в гараж приходит новая машина, все это в ней есть, но перед тем, как поставить «ГАЗель» на рейс, из нее достают и запаски, и огнетушители, и аптечки. Куда это все девается, мы не знаем. Вот у меня, например, как-то взорвалось колесо - так я полдня простоял на обочине, ждал, пока хоть кто-нибудь подъедет и поможет поменять или в гараж оттащит. Но поставить машину в гараж водитель решится только в крайнем случае. Ведь если она стоит на ремонте, я теряю день, а следовательно, остаюсь без денег. И потом, если она попадает к механикам, неизвестно, сколько она там пробудет - может, неделю, а может, и месяц. Поэтому и выжимают из машины все соки. Вот, например, если водитель возит стоящих пассажиров, у него стабильно раз в месяц лопается рессора, но чинить машину он будет сам, на это никто денег ему не даст. Пример. Недавно выезжаю из гаража, смотрю, у моей «ГАЗели» тормозная жидкость вытекает. Я звоню механику, говорю, что авто неисправно, а он мне отвечает: «Ну тормоза ж еще не отказали? Значит, езжай и работай!» А когда через пару часов я понял, что педаль тормоза уже неисправна, он мне разрешил осторожно ехать в гараж. Если водитель берет в машину стоящего пассажира, хотя бы одного, скорость движения не должна превышать 40 километров в час. Как только водитель резко затормозит, человек получит травму. На всех предприятиях «ГАЗели» просто «убивают», никто не думает о техническом обслуживании, кроме самого водителя.

ivanova@kprostov.ru