Премия Рунета-2020
Ростов-на-Дону
+16°
Boom metrics
Общество29 апреля 2015 12:27

Четверть школьников не могут решать простейшие задачи

Как воспитать грамотные кадры для экономики?
Источник:kp.ru
Фото: Наталья Вишнякова

Фото: Наталья Вишнякова

Проблема нехватки кадров в разных сферах - краеугольная ситуация нашей экономики. Чтобы обсудить пути взаимодействия образования и бизнеса, специалисты в этой области собрались 22 апреля в пресс-центре «Комсомолки». Нужна ли модернизация образования и как повысить качество подготовки специалистов? Эту и другие темы обсуждали зав. сектором сетевого взаимодействия с организациями профессионального образования министерства образования Ростовской области Михаил Грищенко, начальник отдела трудоустройства и специальных программ занятости управления службы занятости Ростовской области Валерия Езерец, вице-президент Союза работодателей Ростовской области Виктор Нетесанов, декан физического факультета ЮФУ Вячеслав Малышевский, директор Института компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ Геннадий Веселов, декан института инженерно-экологических систем РГСУ Денис Бутко, первый проректор Южного университета «ИУБиП» Ольга Строцева.

Фото: Наталья Вишнякова

Фото: Наталья Вишнякова

Езерец В.Р.:

- У нас на данный момент более 31 тысячи вакансий, и наиболее востребованы медики - в каждом муниципальном образовании наблюдается большой некомплект. В мединституте большой выпуск, 400 человек, есть и целевые выпускники, но специалистов все равно не хватает. Кроме того, много вакансий заявлено в торговле: нужны продавцы, менеджеры по продажам. Традиционно нужны педагоги - 404 человека на область, инженеры различной специализации - 267 человек. Наименьший запрос от работодателей поступает на следующие профессии: администраторы, юристы, экономисты, психологи - работу им сейчас сложно найти.

Фото: Наталья Вишнякова

Фото: Наталья Вишнякова

Кстати, из общего числа обращающихся по вопросам трудоустройства доля выпускников составляет всего порядка 5%. Сразу после вузовской скамьи молодые специалисты без проблем находят работу, так как в силу небольшого опыта не претендуют на большие преференции. А вот ситуация с молодежью до 29 лет более напряженная. Это те люди, которые претендуют на квалифицированный труд и более высокую зарплату: 39% таких специалистов состоят на учете в центрах занятости.

Средняя зарплата по вакансиям составляет: для рабочих - 14 тысяч рублей, для служащих - 17 тысяч рублей, для специалистов без опыта работы - 12 тысяч рублей. Работодатели все чаще заявляют повышенные требования к квалификации кадров, так как на предприятиях везде современное оборудование, полная компьютеризация. Очень многие наши безработные граждане не обладают такими компетенциями. Мы стараемся им помочь, направить на обучение. Но наши финансовые возможности не безграничны. Чтобы повысить квалификацию медику, нужно потратить значительную сумму, на которую можно обучить 15 человек рабочим профессиям, востребованным на рынке труда: стараемся дать пакет «1С», компьютерные прикладные программы, учим на секретарей, сметчиков, по рабочим профессиям.

Последнее время мы практикуем и очень приветствуем четырехсторонние договоры, когда в процессе подготовки специалиста помимо центра занятости, учебного центра и соискателя участвует еще и работодатель. Это гарантирует стопроцентное трудоустройство, а значит, эффективность средств, направленных на обучение безработного. Хочу, могу и надо - как только эти три направления совпадают, значит выпускник никогда не начнет свою карьеру со статуса безработного, он будет востребован и будет лучшим. Пользуясь случаем, хочу напомнить, что 19 мая пройдет ежегодная ярмарка вакансий для молодежи на Роствертоле. Это полезная встреча для выпускников - ждем всех желающих!

Фото: Наталья Вишнякова

Фото: Наталья Вишнякова

Строцева О.И.:

- Не всегда наличие вакансий в службе занятости - показатель востребованности тех или иных профессий. Многие работодатели разработали свои механизмы подбора кадров, поэтому зачастую не обращаются в службу занятости. Поэтому, что касается психологов и юристов, здесь хотелось бы возразить. Хороший психолог и хороший юрист трудоустраивается еще на старших курсах, он уже четко знает, куда пойдет работать, и поэтому проблем не возникает.

Нетесанов В.Ф.:

- Полностью восстановить систему распределения выпускников невозможно, но ее элементы внедряют и вузы, и органы власти, что предусмотрено федеральной реформой образования. В частности, имею в виду подготовку кадров по заказу работодателей - так называемое целевое направление на обучение в высшие учебные заведения. Это сейчас широко вошло в практику, когда студенты обучаются при постоянном сопровождении работодателем. Еще одно важное направление, когда государство стимулирует студентов тех специальностей, по которым не хватает квалифицированных кадров. Вы знаете, что у нас сейчас молодым медикам выплачиваются хорошие «подъемные». Третье направление совместной работы по «воспитанию» кадров - это когда работодатели подбирают себе студентов на стадии обучения и сопровождают их, начиная от производственной практики до выплаты стипендии, грантов.

Фото: Наталья Вишнякова

Фото: Наталья Вишнякова

В вузах развита система профильных кафедр, когда создаются кафедры с участием работодателей и в подготовке студентов участвуют специалисты-практики. Кроме того, эффект дает еще одно перспективное направление - создание малых инновационных предприятий. В совокупности эта система дает положительные результаты. Мы стремимся расширять точки соприкосновения, потому что и вузы, и предприятия заинтересованы в том, чтобы был мониторинг потребностей экономики в выпускниках.

Хотелось бы подчеркнуть, что профориентационная работа, прежде всего, должна вестись не только со старшеклассниками, но и с их родителями. Ходите на дни открытых дверей, слушайте, спрашивайте - это здорово помогает сориентироваться в выборе профессии. Профориентация в старших классах также во многом зависит от инициативы преподавателя - заинтересует ли он. И конечно, советую всем студентам уже на стадии обучения ориентироваться на конкретное предприятие, где хотелось бы работать. Завтрашним абитуриентам я хотел бы пожелать быть готовыми всю жизнь учиться и овладевать новыми компетенциями. Тогда вы в жизни не потеряетесь.

Грищенко М.А.:

- На сегодняшний день предприятия не испытывают кадровый голод, выпускники также успешно решают вопросы по трудоустройству. Проблема стоит несколько шире. Малый бизнес развивается, но пока не может сформулировать четко свои кадровые потребности. Система прогнозирования рынка труда отсутствует - в этом и трудности.

Фото: Наталья Вишнякова

Фото: Наталья Вишнякова

Ситуация с качеством образования в школе поменялась в лучшую сторону. ЕГЭ, который прошел в прошлом году, отметился тем, что не было зафиксировано ни одного случая, чтобы пакет КИМов был вскрыт или выпускнику удалось бы списать. И что мы получили в итоге? Если изначально порог по русскому языку был 36 баллов, то после получения результатов по всей стране очень много детей не прошло эту планку, и Рособрнадзор вынужден был снизить порог до 24 баллов, обосновывая тем, чтобы приравнять к математике. После того как сдали математику, опять выявился большой процент несдавших, 24 проходных балла вынуждены были снизить до 20 баллов. Если мы переведем 100-балльную систему в 5-балльную, то 20 баллов - это кол.

Я бы хотел акцентировать внимание на том, что есть минимальные проходные баллы в школе по ЕГЭ, а есть своя планка в вузе, которую устанавливает сам вуз. Какую картину мы наблюдаем? Сумма баллов по трем предметам - это и есть тот проходной балл, на который оценен человек. Есть ситуации, когда человек сдает два профильных предмета, набирая высокие баллы, а по третьему - непрофильному - показывает низкие результаты. И он не поступает на желанный факультет, потому что не проходит по сумме баллов. Тут есть перекос, когда человек талантливый в какой-то области может не пройти.

Я бы пожелал студентам во время учебы больше времени уделять практике, чтобы иметь представление о рынке труда и сделать более осознанный выбор.

Нетесанов В.Ф.:

- Попытки решить проблему предпринимаются: создан Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. Возглавил его президент Российского союза промышленников Александр Шохин, я представляю региональное отделение этой организации. В рамках Национального совета сейчас ведется работа по выстраиванию системы профессиональной и общественной аккредитации образовательных программ и оценке качества подготовки выпускников учебных заведений разного уровня. Это сделать не так-то просто. Работодатели не чувствуют заинтересованность в том, чтобы заниматься общественной аккредитацией образования. Они выстраивают свои учебные центры, занимаются доведением выпускника до того уровня, который необходим. Но задачу нужно решать комплексно. На уровне среднего профобразования у нас есть хорошие примеры: создан региональный центр прикладных квалификаций, которые готовят для инвесторов специалистов среднего уровня по рабочим профессиям. Будем и дальше заниматься тем, чтобы образовательные программы вузов соответствовали потребностям экономики. В этом направлении надо двигаться.

Веселов Г.Е.:

- В нашем институте специальности популярные, конкурс всегда большой, абитуриенты приезжают из разных регионов. Однако каждый год мы сталкиваемся с тем, что по результатам первой сессии приходится отчислять определенный процент студентов. Причины, на мой взгляд, кроются в нечетком понимании поступающими своего будущего. Молодежь не ориентируется в мире профессий, не имеет представления, где можно использовать полученные знания. В этой ситуации виноваты не только школы, но и вузы. Одно из возможных направлений решения проблемы, которое мы стараемся активно развивать со стороны вуза, это эффективное взаимодействие с будущими работодателями. Дело не в том, что наш производитель не готов участвовать в процессе подготовки кадров, а в том, что оборудования российского производителя практически нет. Большинство оборудования, используемого в учебном процессе, импортное. Зарубежные фирмы идут в вузы - нам Microsoft и IBM бесплатно предоставляют свое программное обеспечение для обучения наших студентов. Конечно, есть и сотрудничество с российскими производителями. Например, в ЮФУ функционирует базовая кафедра «1С:Гэндальф». Помимо того, что фирма предоставляет свое программное обеспечение, а также учебно-методическое сопровождение учебного процесса, специалисты компании принимают непосредственное участие в образовательном процессе, около 15% образовательной программы ведут специалисты компании.

Фото: Наталья Вишнякова

Фото: Наталья Вишнякова

Сейчас для получения высшего образования имеются широкие возможности - только учись! Однако здесь всплывает еще одна проблема - низкий уровень подготовки абитуриентов. Корни этой проблемы лежат в среднем образовании. Только 25% выпускников сдают ЕГЭ по физике, а с информатикой ситуация и того хуже. У нас в институте информатика - профильный предмет для поступления. Когда мы в прошлом году попытались взаимодействовать со школами в этом направлении, заинтересовать ребят этим направлением, оказалось, что в школах информатика в старших классах ведется всего 1 час в неделю. В результате школы не уверены, что выпускники хорошо сдадут ЕГЭ по информатике, поэтому не рекомендуют выбирать этот предмет.

Да и с математикой проблема большая. Я участвовал в конференции, где выступал руководитель Рособрнадзора и приводил интересные факты по результатам ЕГЭ. Оказывается, 25% школьников России в 2014 году не смогли решить такую задачу: «Поезд выехал из пункта А в 11 часов 11 минут, а приехал в пункт Б в 13 часов 11 минут. Сколько времени поезд находился в дороге?» Я хочу напомнить, что у нас прекрасная начальная школа, дети показывают выдающиеся результаты, но к 8 - 9-му классам идет заметный регресс. Что такое последний год обучения в школе? Никто не учится - всех натаскивают на сдачу ЕГЭ.

Мы пошли по пути формирования профильных классов в старшей школе. Даже онлайн-курсы организуем для тех, кто не может приехать в Таганрог. Это в какой-то мере выправляет ситуацию, но не решает проблему комплексно. Вузы вынуждены менять свои программы, чтобы подтягивать абитуриента до необходимого уровня. Но это идет в ущерб профессиональной подготовке. Безусловно, нужно коренным образом менять ситуацию, и это должны быть системные решения, иначе сами вузы просто не вытянут.

Абитуриентам пожелаю хорошо сдать ЕГЭ. Не теряйте мотивацию в дальнейшем обу- чении! Когда вы приходите в вуз, нужно понимать, зачем вы туда пришли, чего хотите добиться. Понимать и требовать от вуза те знания, которые вам нужны. Только в этом случае мы вырастим специалиста, востребованного на рынке труда. Если нет стремления чего-то добиться и узнать, то профессионала не получится.

Институт компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ: г. Таганрог, ул. Чехова, 2, тел. 8 (8634) 360-450, http://ictis.sfedu.ru/

Малышевский В.С.:

- Хотелось бы коснуться проблемы обучения в школе - как там готовят наших будущих абитуриентов. Складывается не очень радостная картина. Абитуриенты приходят очень слабые. Может быть, это связано с излишним реформированием школы, с введением Единого госэкзамена. В связи с общим низким уровнем школьной подготовки мы вынуждены исправлять ситуацию: у нас на физическом факультете уже много лет первый семестр первокурсники изучают элементарную математику и физику. То есть то, что входит в учебные планы подготовки по конкретным специальностям. Мы выправляем эти провалы в образовании, подтягиваем, потому что многие не знают, что такое синус и косинус, не могут с дробями работать правильно.

Фото: Наталья Вишнякова

Фото: Наталья Вишнякова

Часть работы проводим на уровне школ. Некоторые наши выпускники преподают, через них у нас налажены связи: организуем кружки, проводим дополнительные занятия, пытаемся ориентировать ребят, готовить тот контингент, который потом к нам поступает.

Для решения этих вопросов мы регулярно встречаемся на учебно-методическом объединении, неоднократно выходили на министерство образования с предложением включить физику в число обязательных предметов для сдачи ЕГЭ. Пока решение не принимается…

В позапрошлом году к нам на физический факультет приезжала кадровая служба из наукограда Сарова. Если бы в 1977 году, когда я окончил факультет, был бы объявлен подобный набор, то стояла бы очередь. Что самое печальное - ни один нынешний наш студент не поехал туда на практику или трудоустраиваться. Они не мотивированы на специальность, которую выбрали, или попросту боятся трудностей. Поэтому я бы пожелал абитуриентам не бояться трудностей и быть мотивированными. А работодателям - изменить вектор в сторону вузов.

Мы на физфаке всегда готовили специалистов для наукоемких производств, у нас есть парт- неры, но они не могут принять на работу всех выпускников. Системы распределения не существует. Поэтому наша задача - подготовить хорошо образованного человека, у которого натренированные мозги, который может принимать решение в самых сложных ситуациях. Эта тренированность достигается массой задач, которые студенты решают, изучая достаточно сложные предметы. А чтобы у человека был какой-то поплавок, у нас есть система дополнительной профессиональной подготовки, когда студент получает второй диплом в дополнение к основному - системный инженер, педагог. Хороший универсальный специалист сам выстроит свою карьеру.

Физический факультет ЮФУ: г. Ростов-на-Дону, ул. Зорге, 5, тел. (863) 297-51-20, www.phys.rsu.ru

Строцева О.И.:

- Все вузы на сегодняшний день используют как традиционные, так и новые формы работы с работодателями. Мы уже который год практикуем онлайн-защиту дипломных работ. Это работает и очень эффективно, тем не менее мы пошли по пути разработки принципиально нового инструмента трудоустройства выпускников - разработали систему формирования и развития профессиональных компетенций. В свете реализации нашей новой системы мы организуем работу со студентом так, что уже с 1-го курса он включен в разработку различных бизнес-проектов и гражданских инициатив, нацеленных на решение реальных проблем той или иной организации, региона, либо в работу профильной научно-экспертной лаборатории. В результате формируем будущего специалиста так, что часть студентов выпускаем с готовым собственным бизнесом, кого-то четко ориентируем на научную деятельность или реализацию своего потенциала в сфере государственной службы.

Однозначной оценки уровню подготовки наших абитуриентов дать невозможно, потому что все они разные, есть и очень сильные, и послабее. Здесь вопрос не столько знаний, сколько мотивации. Зачастую у вчерашнего школьника просто нет мотивации к обучению. В связи с чем мы в этом году запустили интересный проект «Университетские субботы», когда мы приходим к старшеклассникам и с ними начинаем реализовывать нашу систему развития профессиональных компетенций еще до их поступления в вуз. Нам нужно более четко сориентировать ребят если не в выборе будущей профессии, то, по крайней мере, в направлении деятельности - будь то бизнес и предпринимательство, государственная служба или наука, а самое главное - мы формируем у них стремление реализовать себя и стать успешной личностью.

В последнее время мы сталкивались с тем, что абитуриент идет от обратного: «У меня такой-то набор ЕГЭ - какая специальность мне подойдет?» Школьник выбирает не будущую специальность всей своей жизни, а некий набор ЕГЭ и уже под него - профессию. Эту линию мы сейчас пытаемся переломить. Мы который год убеждаем наших абитуриентов выбирать как можно большее количество предметов для сдачи, ведь тогда расширяется спектр направлений, на которые можно поступить, расширяется спектр возможностей для профессиональной и личностной самореализации.

Наш вуз - частное образовательное учреждение, но у нас есть бюджетные места, в том числе на подготовку аспирантов. Хочу подчеркнуть, что студент должен учиться, должен осваивать все дисциплины образовательной программы независимо от того, платное это обучение или бесплатное. У нас уже несколько лет внедрена система «полубюджет», есть свои льготы и формы стимулирования для тех, кто успешно обучается на коммерческой основе. Если студент учится отлично, почему бы его еще и материально не стимулировать для этого?

А к работодателям у меня убедительная просьба: не рассматривайте вчерашних выпускников вуза как неких неопытных специалистов. Смотрите на них, прежде всего, как на живой ум и источник нестандартного решения проблем, с которыми приходится сталкиваться вашей организации. Хотелось бы напомнить, что миссия Южного университета: «Знание - основа профессионализма и успешности». Поэтому приглашаем абитуриентов, приходите к нам - и вы станете профессионалом своего дела и успешной личностью!

Южный университет «ИУБиП», г. Ростов-на-Дону, пр. Михаила Нагибина, 33а/47, тел. 8 (863) 245-45-65, www.iubip.ru

Бутко Д.А.:

- Мы работаем на выездных мероприятиях в школе и отмечаем, что очень мало 11-классников. Вторая проблема заключается в том, что они, может, и хотели бы сдавать профильные предметы на ЕГЭ, но у них просто нет преподавателей, которые могли бы квалифицированно их подготовить в школе. Когда я учился в выпускном классе, у нас последние два года математику и физику читали преподаватели вуза. К сожалению, сейчас школы не имеют возможности осуществлять такую практику.

Фото: Наталья Вишнякова

Фото: Наталья Вишнякова

Целевые договоры - это хорошая практика, но их может заключить либо орган государственной власти, либо муниципалитет. Многие коммерческие фирмы видят, как это долго и трудозатратно, и не идут на это. Работодатели хотят с минимумом усилий получить готового выпускника. Мы уже несколько лет предлагаем сотрудничать. Законодательство предполагает гибкую вариативную часть образовательного пакета: мы можем менять программу, сделать ее под конкретного работодателя, чтобы ребята проходили там практику. Но взаимопонимания не получается - работодатели хотят получить готовый «товар», вкладываясь по минимуму.

Насколько велик отрыв вуза от работодателя? Ситуация интересная: иностранные фирмы приходят в вузы намного чаще, чем отечественные. Датские, шведские компании приходят к нам в вуз, предоставляют специалистов и оборудование, потому что это продвижение на рынке. Наши компании почему-то упускают такие возможности. В лучшем случае они хотят ограничиться стендом со своей рекламой. Мы в этом году открыли новую лабораторию по теплотехнике, полностью оборудованную по последнему слову техники. Но российские компании там не представлены, им это было неинтересно. Это же несложно - сделать стенд, поставить свое оборудование и учить студентов на нем работать. Они потом придут в компанию и будут работать с понятными агрегатами. Надо понимать: чтобы получить качественного специалиста, нужно хоть немного вложиться. Причем не обязательно материально, порой достаточно имеющихся производственных ресурсов.

Я хочу пожелать абитуриентам хорошо сдать физику и математику! Хотел бы видеть в своем вузе человека, который нацелен на ту профессию, которую он получает. В прошлом году столкнулся со случаем, когда человек поступал на строительство, потом на пожарную безопасность и в итоге поступил на медицинский факультет.

К работодателям особое пожелание - быть готовыми к приему бакалавров на работу. В этом году у всех вузов впервые двойной выпуск - будут и специалисты, и бакалавры. Готов ли работодатель принимать этих людей? Какие должности и зарплаты предложит? Не останутся ли бакалавры за бортом? Есть опасения, что работодатели будут отдавать приоритет специалистам в ущерб бакалаврам, хотя по закону и то, и то является высшим образованием.

Институт инженерно-экологических систем РГСУ: г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162, тел. 8 (863) 201-90-69, www.rgsu.ru/structure/iies