Премия Рунета-2020
Ростов-на-Дону
+24°
Boom metrics
Победа7 мая 2015 8:30

«Гул от артиллерии стоял такой, что мы потом несколько дней ничего не слышали»

Ростовский ветеран, прошедший пол-Европы, рассказал о Висло-Одерской операции
Источник:kp.ru
В 2015-ом Всеволод Федорович Мазуров отметил 90-летний юбилей

В 2015-ом Всеволод Федорович Мазуров отметил 90-летний юбилей

В этом году свой 90-летний юбилей отметил ветеран Великой Отечественной войны, ростовчанин Всеволод Федорович Мазуров. В свои преклонные года фронтовик удивляет живостью мысли и отличной памятью, которая позволяет ему вспоминать даже самые мелкие детали из нелегкой солдатской жизни. В канун 70-летия Великой Победы «Комсомолка» навестила красноармейца, чтобы послушать его рассказ о тех далеких днях.

- Родился я в Ростове, в 1925 году. До начала войны успел закончить восемь классов, а потом уже было не до учебы, - вспоминает фронтовик. - В мае сорок третьего ушел в армию, семнадцать лет мне было... В начале служил в запасном полку в Башкирии. Там из нас готовили артиллеристов на 76-миллиметровую пушку. В сорок четвертом маршевой ротой нас перебросили на Первый украинский фронт. Командовал им маршал Конев.

Там Всеволоду Федоровичу пришлось сменить свою квалификацию — на передовой очень не хватало связистов, они часто гибли. Полк, в который попал молодой ростовчанин, занимал позицию на Сандомирском плацдарме, на левом берегу реки Висла, южнее Варшавы.

- Немцы постоянно пытались нас оттуда сбить. Им было бы удобно начать новое наступление с этого плацдарма, поэтому за него постоянно шли тяжелые бои, - четко, как по учебнику рассказывает Мазуров. - Страшно нам было, 18-летним парням, но зато командир попался с отеческим отношением. Некто майор Запольский. Он был старый фронтовик, вся грудь в орденах, трижды лежал в госпитале.

- А сколько лет ему было? - не удержался от вопроса корреспондент «КП».

- Двадцать семь, - ответил Всеволод Федорович. - Но нам он казался стариком.

Молодой Всеволод Мазуров

Молодой Всеволод Мазуров

Именно к Запольскому в наблюдательный пункт был назначен телефонистом молодой Мазуров. Фронтовую жизнь ветеран помнит очень хорошо. Рассказывает, что от постоянных артобстрелов на плацдарме каждый день гибли солдаты. На их место из запасных полков регулярно поступали новые бойцы.

- Это была мясорубка... Каждый день к нам приходил старшина и говорил, кто погиб из нашего полка. В этих списках встречались знакомые мне фамилии, но я надеялся, что это просто совпадения, - с грустью вспоминает фронтовик. - Он же приносил нам термос с кашей. Это всегда была перловка с американской тушенкой. Ее главное достоинство было в том, что она была горячая. Небольшая, но радость. Когда настала осень, мы все страдали от всеохватывающей сырости. Все белье было мокрым, а сушить приходилось только на себе.

Но самым ярким воспоминаниях ветерана остался январь 1945 года. 9 числа поступил приказ готовиться к наступлению, которое началось через несколько дней.

- Это был удар необыкновенной силы. Даже бывалые фронтовики из нашего полка говорили, что ничего подобного никогда в жизни не видели, - рассказывает Всеволод Федорович. - Наша артиллерия била по тылам врага, гул стоял такой, что мы потом несколько дней ничего не слышали. Затем над нами пролетели бомбардировщики, волна за волной. Они бомбили так, что наши войска, когда началось наступление, от Вислы до Одера прошли почти без всякого сопротивления — все абсолютно было разбито.

Уже после войны, читая литературу, Мазуров узнал о причинах такого сильного удара. Сталин осуществил его по просьбе Черчиля. Английская армия на западном фронте попала в критическое положение и могла быть полностью разгромлена.

- У Гитлера была амбициозная цель — покончить с ними, чтобы все войска бросить против нас, - говорит ветеран. - «Фишка» его плана заключалась в том, что наступление немцев осуществлялось через горы Арденны, который считались непроходимыми для войск. Но фашисты не только сами прошли, но и перенесли с собой технику. И, когда немцы появились у них в тылу, среди англичан началась паника. «Подогрели» ее фашисты, переодетые в английскую форму и внедренные в войска союзников, чтобы сеять страх.

Советское командование перенесло сроки наступления и начало операцию раньше. В результате 35 дивизий противника было разгромлено полностью, а еще 25 потеряли половину солдат. Красная армия захватила в плен 150 тысяч человек. Советские войска выровняли фронт и вышли на дальние подступы к Берлину, но самое главное — всем стало очевидно, что Германия неспособна воевать на два фронта, и окончание войны не за горами.

Молодой Всеволод Мазуров

Молодой Всеволод Мазуров

- Когда операция закончилась, наш полк, а он весь был на машинах, на американских «Студебекерах», оперативно перебросили в Чехословакию, - вспоминает Всеволод Федорович. - Там была совсем другая картина. Мы стояли под Прагой, охраняли ее от власовцев, а вокруг была обстановка всеобщего праздника. На улицах было много нарядно одетой публики, наши офицеры на трофейных немецких машинах катали веселых чешек. Нас угощали сосисками и пивом. Я смотрел на все это и вспоминал советские города, через которые мы прошли: разбомбленные дома, одетые во что попало женщины, измученные голодом дети. Я смотрел на эту праздничную Прагу, и сердце мое сжималось от боли.

После окончания войны полк, в котором служил Мазуров, перебросили во Львов добивать бандеровцев. Но там молодой связист слег в госпиталь, откуда потом был демобилизован. Вернувшись в Ростов, парень снова сел за парту и окончил 10 класс с серебряной медалью.

Сегодня подполковник в отставке Всеволод Мазуров ходит уже с трудом. На его пиджаке красуются Орден Отечественной войны, медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией» и прочие. На жизнь ветеран не жалуется, вот только телевизор смотреть ему становится все труднее — чем дальше от Великой Победы, тем больше искажается история, а это фронтовику перенести трудно.