Премия Рунета-2020
Ростов-на-Дону
+19°
Boom metrics
Общество17 марта 2022 14:22

Инструкторы, учившие убивать, говорили на французском и английском: Откровения террориста, сбежавшего из лагеря боевиков

Как сбежал из логова боевиков, которые разлучили его с семьей и вынуждали выполнять любой приказ, рассказал заключенный из Ростовской области
ЛЫСЕНКО Татьяна
В сообщениях Равшану обещали за границей "рай на земле". Фото: ЛЫСЕНКО Татьяна

В сообщениях Равшану обещали за границей "рай на земле". Фото: ЛЫСЕНКО Татьяна

События на Украине не оставляют равнодушных. И, если сейчас весь мир следит за новостями о спецоперации, то когда-то также пристально наблюдали за тем, что происходило в Сирии. Тогда была разрушена легендарная Триумфальная арка в Пальмире, теперь - в Мариуполе боевиками «Азова» взорваны драмтеатр, жилые дома с мирными людьми внутри. Теперь ветераны боевых действий в Сирии, которые в свое время получили поддержку российской армии, хотят стать добровольцами и участвовать в спецоперации на Украине, а действующие военные наносят на технику ставшую знаменитой на весь мир «Z».

О том, что там видел и пережил, рассказал 34-летний Равшан - в 2015 он добровольно приехал в Сирию, затем попал в лагерь боевиков международной террористической организации в Сирии (запрещена в России, - прим. авт.), куда был затянут якобы обманом, но ему удалось сбежать.

Сейчас мужчина отбывает законное наказание по «террористической» статье в колонии строгого режима в Ростовской области. Он рассказал корреспонденту «КП - Ростов-на-Дону» о том, что видел и делал в Сирии. Ведь учиться лучше на чужих ошибках...

«БЫЛО ВСЕ ДЛЯ СЧАСТЬЯ»

Итак, колония строгого режима. Телефон и паспорт сданы на входном КПП. Пропускной шлюз позади. За спиной лязгнули автоматически захлопнувшиеся металлические двери.

Вместе с сотрудником Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний мы проходим через внутренний дворик и попадаем в небольшое помещение.

В углу — решетка, а за ней - сегодняшний собеседник в черной робе зека: по-тюремному аккуратно подстриженный и чисто выбритый. Равшан Абдулов (фамилия изменена — прим.автр.) осужден на восемь лет за связь с запрещенной в РФ международной террористической организацией.

Как оказалось, в той - другой жизни, которая неторопливо текла «до», у Равшана было вроде как все для счастья. Но это он понял только теперь, а тогда ему было мало.

- Мой отец – прораб, мать – домохозяйка, - начал свой рассказ Равшан. - Я – старший и единственный сын, а еще у меня - семь младших сестер. Выбрал профессию парикмахера: получалось неплохо, было уважение людей. В 2015-м - уже своя семья: трое детей, а жена - беременная четвертым. И тут в соцсетях я познакомился с этими людьми.

«ОБЕЩАЛИ РАЙ НА ЗЕМЛЕ»

Мужчина вспоминает: общались на разные темы - как религиозные, так и о том, как живут люди в других регионах и странах. Рассуждали о справедливости.

- В какой-то момент они стали говорить, что мы тут все вообще неправильно молимся, - продолжает осужденный. - Надо не так, а вот так. И даже муфтий в мечети нас неправильно учит, а вот они якобы хранители истинных ценностей и истинной веры. Обещали рай на земле. А потом были уже и упреки: мол, вы там живете себе спокойно, а мы тут сражаемся.

Постепенно он втянулся в эти беседы, для которых была уже создана отдельная группа в мессенджере.

- Я был молод, дальше родного села практически никуда не ездил, - объясняет мужчина в робе. - Не видел толком ничего и хотел знать, как живут другие. Меня уверяли: можно жить по-другому, что у них – справедливость. Обещали, что в Сирии нам дадут дом, будем жить в поселке. Я смогу работать по специальности или торговать на большом рынке, а если захочу, работать электриком или сантехником.

С автобуса Равшана сняли бородатые мужчины с автоматами и разлучили с беременной женой и тремя детьми. Фото: ЛЫСЕНКО Татьяна

С автобуса Равшана сняли бородатые мужчины с автоматами и разлучили с беременной женой и тремя детьми. Фото: ЛЫСЕНКО Татьяна

«ЖЕНЕ СКАЗАЛ, ЧТОБЫ СОБИРАЛАСЬ»

Общение продлилось полгода. Новые "друзья" интересовались проблемами Равшана. Обещали помочь - и с переездом, и с деньгами, и с документами, и с обустройством на новом месте.

- Были в нашем селе мужчины, которые уезжали на заработки, а потом возвращались. Рассказывали, как все хорошо у них, - вспоминает собеседник. - Я подумал, что тоже так могу! Попробовал сказать отцу, что хочу уехать. Но он категорически запретил даже думать об этом. Особенно, когда узнал, куда мне предлагают поехать.

К этому разговору с ним я уже не возвращался. А жене сказал, чтобы собиралась: объяснил, что едем работать в Турцию. Там есть люди, которые обещают помочь с устройством на первое время, с лечением нашего двухлетнего сына - у него были проблемы с рукой. Она сначала была категорически против, но, когда услышала про лечение ребенка, согласилась.

Равшан увез семью ночью, никому ничего не сказав. За ними заехали на машине, отвезли в аэропорт в городе Ош, откуда они и вылетели в Турцию.

В обещанный рай мужчина верил, пока не пересек с семьей границу Сирии.

В обещанный рай мужчина верил, пока не пересек с семьей границу Сирии.

Фото: Александр КОЦ

«ПРОЙДЕШЬ ПОДГОТОВКУ - УВИДИШЬ СЕМЬЮ»

- Сначала было интересно, как и обещали. В Турции мы пробыли сутки, а потом на автобусе нас повезли в Сирию, - рассказывает мужчина. - Но как только пересекли границу и оказались на сирийской стороне, все резко изменилось. Нас встретили бородатые мужчины с автоматами. Грубо сказали, что жены с детьми будут жить отдельно и пока не пройдем подготовку - видеться нельзя. Документы отобрали и погнали в учебный лагерь. Никто не спрашивал, хотим мы этого или нет.

При вспоминании о тех событиях, к которым привела своя же ошибка, его лицо мрачнеет, а голос меняется.

- Мы целыми днями занимались физподготовкой, учились обращаться с оружием и ориентироваться на местности, - перечисляет собеседник. - Инструкторы были иностранцы - говорили по-французски, по-английски, по-арабски, а с нами общались через переводчика, говорившего на ломанном русском. Таких как я было человек сорок. Но общаться между собой нам запрещалось. За это могли увести и посадить в наказание в зиндан - такую глубокую яму.

Про инструкторов осужденный рассказывает отдельно - таких людей не забудешь.

- Эти инструкторы были очень высокомерными. Смотрели на нас даже с презрением. Как на расходный материал. Как на низшую касту. От этого было не по себе. Ледяные глаза инструкторов были даже хуже, чем ярость и недовольство местных «бородачей». Их имен нам не называли, - говорит их ученик.

Боевики жили отдельно от семей: жен и детей селили в специальном лагере.

Боевики жили отдельно от семей: жен и детей селили в специальном лагере.

Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН

«ОТПРАВЯТ ТУДА, ТОГДА И УЗНАЕШЬ»

- Учили и воевать, и убивать. С кем - не говорили. Но от нас требовали: когда придет время, мы должны подчиняться приказу, - говорит мужчина. - И, если прикажут убивать младенцев, то, не задумываясь, выполнять. Тогда я решил сбежать.

Но одно дело - бежать самому, и совсем другое – спасать свою семью.

- Я проклинал себя, что поверил и привез туда своих детей и ждал удобного момента для побега. Подготовка в лагере длилась дней пятьдесят. После нее нас, наконец, с семьями поселили в отдельных домах поселка. Но ничего похожего на рай и справедливость там не было. Все контролировал Амир - такой местный председатель. Из поселка - не выехать: через каждые пять-десять километров – блокпосты. Через них - только со справкой, подписанной самим амиром. В ней должно быть написано: куда и зачем мы направляемся.

Нас тем временем уже готовились отправить на задание… Сказали, что требуется помощь нашим «братьям». Как я понял, планировали забросить куда-то в направлении к Багдаду (столица Ирака — прим.ред.). Я, как мог, пытался отсрочить свой выезд на подобные «задания». Видел, какими подавленными и потрясенными возвращались оттуда другие мужчины из лагеря. Как-то попытался разговорить одного из них. А он только мрачно заметил: «Отправят туда – тогда и узнаешь».

ЖИЗНИ - ЗА АВТОМАТ

- Пару раз мне удавалось избежать отправки на такие «задания». Я говорил, что не могу: мол, жена беременная, и я должен быть пока рядом с семьей, - уверяет заключенный. - Но так долго продолжаться не могло. Меня предупредили: «Будешь отлынивать - приедут бородачи в черных масках и увезут тебя. Обратно уже не вернешься». Бывали в лагере уже такие случаи… Медлить было нельзя.

Но для побега не было ни денег, ни знаний местности и языка. И мужчина решил действовать через местных жителей сирийской провинции, где размещался лагерь боевиков, в котором он жил. Им разрешалось вывозить своих на лечение в Турцию, и один сириец согласился помочь, представив многодетную семью своей.

- Мы договорились, что я отдам ему автомат Калашникова, четыре рожка боеприпасов к нему и две гранаты, - вспоминает детали он. - Это был риск, но, другого выхода не было. Ведь еще страшнее было оставаться там.

Выбраться удалось благодаря жителям местной провинции - они провезли детей якобы на лечение в Турцию как своих.

Выбраться удалось благодаря жителям местной провинции - они провезли детей якобы на лечение в Турцию как своих.

Фото: Александр КОЦ

«ТВОЙ РАЙ ТАМ, ГДЕ ДОМ!»

Оказавшись в Турции, Равшан и его семья все еще не верили, что им все-таки удалось сбежать. Мужчина впервые за долгое время связался с отцом, чтобы тот помог им с документами (их семья якобы потеряла, - прим. авт.). Родитель помог, хотя и не мог понять тайный отъезд из отчего дома.

Но в родное село Равшан с семьей сразу не вернулся. Поэтому приехал сначала к дяде в Новосибирск, где через шесть дней жена родила дочь, а после - в Астрахань. Правда, как только родственники узнавали, где побывала семья, сразу просили уехать - не бросать тень.

Когда мужчина отправился решать вопрос с необходимыми документами, его задержали сотрудники российской спецслужбы.

- Я все рассказал - где был и что там было, - уверяет он. - И, знаете, мне даже легче стало от того, что все открылось. Я устал жить в постоянном страхе, переезжая с места на место.

За спасение семьи Равшан заплатил оружием и боеприпасами.

За спасение семьи Равшан заплатил оружием и боеприпасами.

Фото: Александр КОЦ

«ПАПА, ХВАТИТ УЖЕ РАБОТАТЬ!»

За участие в террористической организации Равшан получил законное наказание - восемь лет лишения свободы в колонии строгого режима. Из них отбыл уже больше пяти.

- Я давно не видел свою семью, - говорит отец четверых детей. - Детям сказали, что я уехал работать. Они скучают, пишут: «Папа, хватит уже работать, приезжай скорее домой!» Жена с ребятами сейчас живет у моих родителей. Простила меня за все. Но до конца, как прежде, мне уже, наверное, не доверяет. А отец приезжал в колонию на свидание...

Было видно, что эти слова даются ему нелегко как и тяжесть ответственности за содеянное.

- Знаете, почему я согласился все рассказать? - посмотрел на меня человек в тюремной робе. - Чтобы другие не повторили моих ошибок, которые, быть может, сегодня тоже увлеченно слушают рассказы различных «проповедников» в Интернете о том, как правильно жить в чужих краях. Слишком дорогую цену за это придется потом платить. В этом мире у вас уже все есть. Ваша истина – это ваши родители, а ваш рай - там, где ваш дом и семья.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Разводили костры в подъездах, чтобы сварить суп»: Что рассказывают вновь прибывшие беженцы из Мариуполя, спасшиеся из-под обстрелов

Беженцы из Мариуполя вспоминают, как ВСУ подогнали танк к дому, а снайперы стреляли поверх голов, чтобы люди не могли выйти из подъезда (подробнее)

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

«Вытащили за шкирку»: первые беженцы из Украины в Ростовской области рассказали, как им удалось выбраться из-под обстрелов у Мариуполя

Беженцы из пригорода Мариуполя смогли эвакуироваться благодаря бойцам ДНР (подробнее)

А В ЭТО ВРЕМЯ

«Без военных мы бы и шагу ни сделали»: Беженцы рассказали, что происходит в Украине и ДНР

Беженцы из Украины, приехавшие в Ростовскую область, рассказали как бежали из-под обстрелов в Мариуполе (подробнее)