По словам родителей, ребята осваивают школьную программу намного быстрее и глубже, опережая в развитии своих сверстников.
Фото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО
Семья Дудукиных из Ростова самостоятельно воспитывает своих детей, но дома. Сегодня дочери Маргарите – 11 лет, а сыну Святославу – 9. По словам родителей, ребята осваивают школьную программу намного быстрее и глубже, опережая в развитии своих сверстников класса на два.
Папа ребят Валентин и их мама Ирина откровенно рассказали «КП – Ростов-на-Дону», почему решили перевести детей на семейное обучение, как распределяются роли родителей и чему они учат своих сына и дочку.
ДВЕРЦЫ ПАДАЛИ, ДЕТИ ДРАЛИСЬ
- Поначалу мы водили Маргариточку в садик рядом с нашим домом, - вспоминает Валентин. – Я сажал дочку на плечи и как лошадка весело бежал туда… Но как-то раз пришел за ней, смотрю – у одного шкафчика отваливается дверца. Спросил у воспитательницы: «Некому починить?», но та не ответила. Ждал-ждал… В итоге пришел и сам прикрутил. А что делать? Девочки ходят, а на них эти дверцы падают. Другой раз вижу, что порожек торчит: одна споткнулась, вторая споткнулась… Я опять обратил внимание воспитателей. Те пообещали все прикрутить, но в итоге мне пришлось самому чинить.
В третий раз мужчина зашел за своей дочкой и услышал, как по всему этажу стоит истошный детский плач. Заглянул в комнату, а там на спине закрываясь руками лежит девочка, а сверху сидит мальчишка и со всего размаха лупит ее по лицу. Вокруг собралась детвора и словно болельщики скандирует. Валентин своим басом разогнал детей и пошел искать воспитателей. Те находились в комнате, которая отгораживалась от детской лишь кадками с высокими цветами.
- Я окликнул воспитателя, та встрепенулась: «Ой, чего-то они от рук отбились», - вспоминает отец. – Тот случай для меня стал первым звоночком, но далеко не последним. Я наблюдал-наблюдал за этим … Но как-то шел с Маргариточкой, и тут при подходе к садику она мне говорит: «Папа, я не хочу тут оставаться». Она чуть ли не плакала. Тогда я забрал ее на работу и больше в сад не приводил. Как и сына потом. Не могу видеть слезы детей.
"ОТВЕШИВАЛА ПОДЗАТЫЛЬНИКИ"
Спустя время Валентин повторил своей дочурке вопрос о садике, но та наотрез отказалась. Уже позже выяснили, что, по словам девочки, пару раз воспитательница отвешивала малютке подзатыльники. Родители, несмотря на то, что их дочь уже не посещала детсад, решили разобраться в ситуации. В результате воспитательницу уволили.
Валентин и Ирина Дудукины занимаются воспитанием своих детей дома. Фото: предоставлено героями публикации.
- Я понял, что отдавать детей в такие заведения, где я не могу контролировать, что там с ними делают, нельзя, - отметил Валентин. – Ребенок важнее, чем все твои дела. Я ничем не хуже воспитателей в детском саду, а люблю я своих детей точно больше, чем педагоги. Поэтому понял: лучше уж сам их буду воспитывать.
Но Валентин все же решил дать шанс государственной системе образования, когда пришло время отдавать дочку в школу. Для этого он долго искал подходящее учебное заведение. В итоге была выбрана частная школа.
В классе, куда пошла дочка Валентина, было всего три ученика. Но, считает мужчина, даже такой немногочисленный состав мог бы помешать его ребенку развиваться. Так, когда педагог задавал вопрос по природоведению, Маргарита мгновенно отвечала. Но учитель все время просил ее: «Помолчи, давай лучше послушаем отстающую девочку». Такой ответ успевающая по предметам ученица слышала раза три, пока ее отец не взбунтовал.
- Оно мне надо, дожидаться, когда эта отстающая девочка, наконец, поймет этот вопрос? – возмущается родитель. – Особенно, если моя дочка в три раза быстрее осваивает предмет. И я подумал, что у меня и у самого педагогическое образование, что я могу сам учить моих детей не хуже, чем преподаватели в школе.
ПИШУТ КОНТРОЛЬНЫЕ В ШКОЛЕ
- Вообще-то я считаю, что школа сеет «разумное, доброе, вечное», - отмечает отец детей. – Школа – это хорошо. Школа дает образование, социализацию, некоторые фундаментальные знания и неплохое общее развитие. Но в индивидуальном плане она губительна. В школе все очень усредненно. Учителя не обращают внимание на индивидуальные особенности детей.
Как рассказывает мама детей Ирина, семейное обучение в РФ разрешено на государственном уровне. Для того, чтобы ребенок занимался дома, родители должны зарегистрироваться в Управлении образования города, взять направление в обычную школу, которую там предлагают. После прикрепления к учебному заведению, ребенок один раз в год или один раз в полгода сдает экзамены.
- То есть ученик должен являться в школу и писать контрольные наравне с остальными, - поясняет мама ребят. – Эти правила закреплены на государственном уровне. И мы – далеко не единственная в Ростове семья, которая практикует семейное обучение. Даже в нашей конкретной школе. Когда наши ребята сдают тесты, то рядом с ними могут сидеть ребята из других классов: и семиклассники, пятиклассники… Это уже не уникальный подход. Это выбор отдельных семей.
ИЗУЧАЮТ АНГЛИЙСКИЙ И КИТАЙСКИЙ
Дудукины не разрабатывают собственную программу обучения, но меняют способ освоения существующей, принятой стандартами. Перед тем, как дети займутся дробями в математике, алгеброй или органической химией, они на протяжении одного-двух лет изучают занимательную литературу по этим предметам.
Маргарита опережает школьную программу на два года. Фото: предоставлено героями публикации.
- Я не заставляю их это делать, - подчеркивает отец. – Я просто раскладываю книжки, которые у них находятся в поле зрения, и они их листают. Этого достаточно, чтобы дети подготовились. У них возникают необходимые образные связи и впечатления. Это самое важное. Как только у ребенка возникает впечатление по поводу предмета, то этот предмет уже никогда не покажется ему скучным.
В результате, когда у ученика по программе начнется, например, химия, он уже будет знаком со многими понятиями и готов воспринимать информацию как нечто привычное. Структура домашних занятий строится на заинтересованности ребенка темой.
По словам мамы и папы, по возрасту старшенькая сейчас должна была бы быть в пятом классе, но проходит уже программу седьмого. Тоже самое касается и младшенького, который в развитии опережает сверстников года на два, а то и больше. В свои девять Святослав может не только назвать имена президентов России по порядку их правления, но и перечислить всех из династий Романовых и Рюриковичей. Оба ребенка изучают два иностранных языка - английский и китайский.
ОБЩАЮТСЯ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ В КРУЖКАХ
В обществе бытует мнение, что родители, которые воспитывают своих детей дома, лишают их общения со сверстниками в школе и препятствуют социализации ребят. Однако в семье Дудукиных все по-другому.
По факту, отмечает Ирина, ребенок попадает в коллектив абсолютно чуждых ему людей, собранных по принципу проживания в одном районе. А когда ученик попадает в кружок по рисованию, где все интересуются рисованием, то он оказывается в обществе, у участников которого уже есть общие точки соприкосновения.
- Мы ходим с детьми на дополнительные платные занятия – на танцы и рисование, где они достаточно общаются со сверстниками, - уточняет мама ребят. – Для этого не нужно сидеть в классе, в котором из 30 человек 27 тебе совсем неинтересны.
ЧУВСТВОВАТЬ СВОЮ УНИКАЛЬНОСТЬ
Самостоятельно заниматься своими чадами родителям позволяет работа. Валентин и Ирина создали собственный бизнес в сфере перманентного макияжа. Они могут позволить себе планировать свой график и расписание занятий с детьми. Но распределение родительских обязанностей строится не столько из временных возможностей, сколько из ролевых моделей отца и матери.
- Образованием и воспитанием детей у нас занимаюсь я сам, - признается Валентин. – Я планирую, как и чем занимаются мои дети, в каком режиме, какие дела у них с утра, днем и вечером. Я планирую их интеллектуальную, духовную и физическую активность. А мама больше заботится о ребятах: поглядывает, немножко снимает противоречия, где-то что-то докручивает. Вот в этом и заключается материнская модель: материнское тепло, забота и внимание.
Ирина Дудукина признается, что, если бы она в свое время обучалась в домашних условиях, то наверняка бы чувствовала себя «очень особенным ребенком».
- В советское время чувствовать себя индивидуальным было бы даже опасным, - отмечает женщина. – А в современном обществе, в котором четырнадцатилетние мальчишки занимаются криптовалютами и видеоканалами и при этом зарабатывают миллионы, чувствовать свою уникальность очень даже полезно.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Школа не дает ни социализацию, ни образование»: как многодетные родители из Ростовской области стали сами учить детей
Супруги Александр и Анастасия Галич из Ростовской области воспитывают четырех мальчиков и трех девочек. Родители решили не отдавать детей в школу, а самостоятельно обучить всем предметам. Заниматься дома начали четыре ребенка, а старшая из них уже сдала ЕГЭ и получила среднее образование. Александр Галич рассказал «КП - Ростов-на-Дону», почему они выбрали семейное обучение и чем оно отличается от уроков в школе (подробности)