Премия Рунета-2020
Ростов-на-Дону
+16°
Boom metrics
Общество18 марта 2017 7:10

Год авиакатастрофе в Ростове-на-Дону: Пилот "Боинга" сам направил лайнер в пике, перепутав небо и землю

Официальные причины крушения самолета 19 марта 2016-го, в котором погибли 62 человека, до сих пор не названы
Самолет врезался в землю на огромной скорости.

Самолет врезался в землю на огромной скорости.

Фото: ГУ МЧС России по РО

В воскресенье, 19 марта, нам предстоит отметить скорбную дату - годовщину страшной трагедии в аэропорту Ростова-на-Дону, когда во время крушения "Боинга-737-800" погибли 62 человека.

В то роковое утро, в 03.42, мрачное дождливое небо над воздушной гаванью вдруг озарила яркая вспышка, потом раздался взрыв... Обломки самолета разлетелись в радиусе километра.

СБОЙ В ГРАФИКЕ ПРОИЗОШЕЛ ЕЩЕ ДО ВЗЛЕТА

Мало кто знает, но проблемы у борта FZ981 рейса "Дубай - Ростов-на-Дону" начались еще до взлета: по каким-то причинам, о которых сейчас никто не распространяется, "Боинг" вылетел из ОАЭ на полчаса позже графика. В итоге когда лайнер прибыл к пункту назначения и в 01.42 предпринял первую попытку приземлиться, в небе над южной столицей его встретили дождь и сильный ветер - непогода разыгралась всерьез именно к этому времени.

Фрагменты разметало в радиусе километра.

Фрагменты разметало в радиусе километра.

Фото: ГУ МЧС России по РО

Вот что говорится в отчете Межгосударственного авиационного комитета:

"По результатам предварительного анализа информации бортовых самописцев установлено, что экипаж самолета осуществлял заход на посадку в режиме ручного пилотирования (автопилот выключен) в сложных метеоусловиях: нижняя граница облачности 630 м, ветер с порывами до 18 м/с, слабый ливневый дождь, дымка, на прямой сильная болтанка и умеренный сдвиг ветра. В процессе первого захода на высоте 340 м, получив информацию от бортовой системы о «сдвиге ветра» (резком изменении силы и направления ветра), экипаж принял решение об «уходе на второй круг», после чего осуществлял полет в районе аэропорта в ожидании улучшения погодных условий".

ЭКИПАЖ

В экипаже было семь человек - представители сразу шести разных стран.

Командир воздушного судна - Аристос Сократус. Фото: Соцсети.

Командир воздушного судна - Аристос Сократус. Фото: Соцсети.

Главным на борту был 37-летний уроженец Кипра Аристос Сократус, выпускник Оксфордской авиационной академии, летать он учился на Британских островах. Несмотря на молодость, он считался опытным пилотом. Правда, был один очень важный нюанс, сыгравший, возможно, печальную роль: до этого он никогда не сажал самолеты непосредственно в ростовском аэропорту, взлетно-посадочную полосу которого пилоты называют "непростой", подразумевая то, что у каждой ВПП есть свои нюансы.

В кабине ему помогали два испанца: 30-летний Хавьер Каро и 37-летний Алехандро Алава Круз.

Плюс четыре бортпроводника: 28-летний россиянин Максим Айдрюс, 28-летняя Жылдыз Насирдинова из Киргизии, 26-летняя колумбийка Лаура Патриция Делакруз и 24-летний представитель Сейшельских Островов Йорам Алекс Доминик Конфе.

ПАССАЖИРЫ

55 пассажиров. Все возвращались домой с отдыха из ОАЭ. В основном - жители Ростовской области.

На борту, например, была молодая пара Александр Божко и его невеста Ольга, решившие попутешествовать перед свадьбой.

На "Боинге" домой летели семья Веремеевских - Виталий, Наталья и их 6-летний сын Саша, и семья Чистяковых - Олег, Виктория и 6-летний Кирилл, и семья Цегельских - Павел, Светлана и 4-летний Даниил, и семья Копосовых - Павел, Людмила и две их дочери: 9-летняя Настя и 19-летняя Даша.

Среди погибших - были целые семьи. На это фото - семья Веремеевских: Виталий, Наталья и их 6-летний сын Саша. Фото: соцсети.

Среди погибших - были целые семьи. На это фото - семья Веремеевских: Виталий, Наталья и их 6-летний сын Саша. Фото: соцсети.

Там же находились главврач 2-й Областной больницы, депутаты ЗС РО Игорь Пакус с супругой Галиной, а также супруга и дочь главы администрации Азовского района Валерия Бевзюка - Марина и Виктория.

То есть - десятки людей, совершенно разных, совсем юных и молодых и уже добившихся больших результатов в жизни, любящих и любимых, строивших планы и мечтавших о чем-то своем... Всех их не стало в один миг.

КРУШЕНИЕ

После первой неудачной попытки, командир воздушного судна Аристос Сократус, сделав небольшой крюк, "поставил" лайнер на высоте 4,5 км в зону ожидания на юго-востоке от воздушной гавани. Через час, нарезав несколько кругов, Сократус повел его на второй заход. С расстояния около 20 километров от взлетно-посадочной полосы «Боинг» стал снижаться. А примерно за минуту до трагедии, когда до ВПП оставалось совсем уже немного Сократус вновь отказывается от намерения посадить крылатую машину.

Вот что указано в отчете МАК:

«В процессе повторного захода на посадку, осуществлявшегося также в режиме ручного управления, экипаж на высоте 220 м (за 4 км до ВПП) принял решение об «уходе на второй круг» и инициировал набор высоты с выводом двигателей на взлётный режим. На высоте 900 метров одновременно с отдачей экипажем штурвала «от себя» стабилизатор самолёта был отклонен на 5 градусов на пикирование, в следствие чего самолёт перешёл в энергичное снижение с реализацией вертикальной перегрузки до -1 ед. Последующие действия экипажа не позволили предотвратить столкновения самолета с землей".

Лайнер длительное время нарезал круги на Ростовом, пока командир наконец решился садиться во второй раз.

Лайнер длительное время нарезал круги на Ростовом, пока командир наконец решился садиться во второй раз.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

То есть самолет на огромной скорости в 600 км/ч под резким углом почти в 50 градусов устремился к земле. В кабине пилотов происходила, сообщают источники, неразбериха, а в последние 6 секунд раздавался нечеловеческий крик.

РАССЛЕДОВАНИЕ

Сразу же отметим: официально о завершении расследования не сообщалось. Вообще информация о его ходе попадала в СМИ в результате утечек от источников. И, что примечательно, в основном эти обнародованные неофициально сведения не опровергались - за редким исключением.

Изначально выдвигались несколько версий, среди которых назывались и случайное срабатывание механизма стабилизатора, и обледенение рулей высоты, и ряд других непосредственно технических причин. Однако в отчете МАК, эксперты которого произвели полную выкладку всех найденных обломков судна, говорится, что в целом техническое состояние судна было скорее удовлетворительным.

В одном из ангаров провели полную выкладку рухнувшего "Боинга", расположив соответствующим образом найденные обломки. Фото: пресс-служба МАК.

В одном из ангаров провели полную выкладку рухнувшего "Боинга", расположив соответствующим образом найденные обломки. Фото: пресс-служба МАК.

И на первое место вышел пресловутый человеческий фактор. Главной стала версия о том, что пилот Сократус фактически сам направил лайнер в землю.

- По всей видимости, он не смог адекватно оценить положение воздушного судна, - рассказывали ранее источники, близкие к расследованию. - И у него возникла иллюзия того, что самолет при подъеме достиг опасного угла атаки, поддавшись ложному чувству, он отдал ручку управления «от себя», не глядя на положение авиагоризонта.

По словам эксперта, такое происходит на самом деле нередко — обычно в условиях очень плохой видимости и в темное время суток, когда судном приходится управлять по приборам.

От страшного удара лайнер разбился на множество фрагментов. Фото: пресс-служба губернатора РО / Павел Сапрыкин.

От страшного удара лайнер разбился на множество фрагментов. Фото: пресс-служба губернатора РО / Павел Сапрыкин.

- Во время сильного ускорения или замедления внутри воздушного судна вестибулярный аппарат человека посылает в мозг ложные команды по исправлению опасного положения воздушного судна, у пилота при этом неизбежно возникает ложное ощущение резкого набора высоты, - пояснил специалист Международного авиационного комитета.

А судя по расшифровке голосового самописца и выводам психологов, изучивших записи, Сократус полностью отдавал себе отчет в своих действиях: он адекватно общался с диспетчером и в самый критический момент, то есть перед падением, на высоте в тысячу метров взял управление самолетом на себя, отключив автопилот, и через некоторое время стабилизатор перешел в режим пике.

И второй пилот в это самое время уточнял у него, что он делает и зачем. А тот отвечал спокойным голосом, что ситуация под контролем и вообще все в порядке, нормально, под контролем.

Специалисты расшифровали данные с бортовых самописцев. Фото: пресс-служба МАК.

Специалисты расшифровали данные с бортовых самописцев. Фото: пресс-служба МАК.

И только уже непосредственно в те секунды, когда лайнер несся в пике в землю, все они, кто находился в кабине, поняли: это конец.

ПАМЯТЬ

В память о погибших в среду, 15 марта, в районе аэропорта установлен 4-метровый мемориал под названием "Прерванный полет" работы скульптора Анатолия Скнарина. Он представляет собой взрыв и упавшую птицу. На граните высечены имена всех, кто летел роковым рейсом. Официальное его открытие состоится завтра - в воскресенье, 19 марта.

Кроме того, авиакомпания FlyDubai открыла сайт памяти жертв крушения - на нем оставили свои соболезнования на разных языках сотни людей со всего мира.

Уже на второй день возле аэропорта возник рукотворный мемориал в память о погибших в катастрофе.

Уже на второй день возле аэропорта возник рукотворный мемориал в память о погибших в катастрофе.

Что касается компенсаций, то, как сообщалось в начале марта, компания FlyDubai выплатила родственникам 52 погибших по 2 млн 25 тысяч рублей. Почему не всем, объясняется так: ряд родственников уверены, что сумма компенсаций, предложенных авиакомпанией, существенно ниже той, что должны быть назначена в реальности, и они намерены решить этот вопрос в судебном порядке.

Кроме того, компенсации выплатили также региональные и городские власти (соответственно, по месту жительства погибших).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Последние шесть секунд в кабине рухнувшего в Ростове "Боинга" был слышен "нечеловеческий крик"

Падение самолета «Боинг», рухнувшего в аэропорту Ростова-на-Дону, могло начаться после отключения автопилота, а в этот момент в кабине пилотов раздавался нечеловеческий крик (подробности)

Расшифровка переговоров «Боинга» с ростовскими диспетчерами перед катастрофой

В сети появилась стенограмма радиообмена пилотов Боинга 737-800 с диспетчерской вышкой перед уходом на второй круг. Ее перевело и опубликовало Международное консультативно-аналитическое агентство "Безопасность полетов". Подлинность не доказана, но и не опровергнута. Мы сравнили запись с уже опубликованными в Интернете кусками переговоров и склонны считать, что она реальна (подробности)

Экипаж и пассажиры трагического рейса Boeing 737. Вспомним всех поименно

Фоторепортаж с места авиакатастрофы в Ростове-на-Дону.

Соболезнуем родным и близким погибших.

Соболезнуем родным и близким погибших.