Премия Рунета-2020
Ростов-на-Дону
+20°
Boom metrics
Спорт19 августа 2016 12:10

Мама Юлии Ефимовой: «В полтора года дочь легко переплывала реку»

Татьяна Григорьевна с нетерпением ждет дома знаменитую дочь - дважды серебряную призерку Олимпиады в Рио
В Рио Юля сделала то, что многим другим было бы просто не под силу: невзирая на все препоны, она выиграла две медали.

В Рио Юля сделала то, что многим другим было бы просто не под силу: невзирая на все препоны, она выиграла две медали.

Фото: REUTERS

Для самой известной российской пловчихи Юлии Ефимовой нынешние Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро стали не просто состязаниями, а настоящим испытанием — нервов, сил, воли. Она до самого последнего момента не знала, допустят ли ее, но — верила в справедливость.

Она приехала туда, в Бразилию, за «золотом», за победой. А завоевала «серебро» - дважды. Но это «серебро», считает ее мама, Татьяна Григорьевна, которая живет в Волгодонске (Ростовская область), где делала свои первые серьезные шаги в плавании (это ведь уже потом были Таганрог и тренировки под руководством опытнейшей Ирины Вятчаниной), оно дороже бриллиантов.

Ведь у нее просто не было ни времени на подготовку к заплывам, ни нормальных условий для этого. А на старты ей приходилось выходить к бассейну в наушниках, слушая песню Eуe of the Tiger (из фильма «Рокки»), чтобы не слышать свиста американских болельщиков. Но Юлия справилась. И сделала то, что для других, пожалуй, было просто невозможно.

А за тем, как разворачивались эти полные драмы события, за 11,5 тысяч км от места событий наблюдала ее мать... О том, что стоили ей, Татьяне Григорьевне (сейчас она находится в Адлере — приходит в себя после «олимпийского стресса»), эти несколько августовских дней — в интервью мамы Юлии Ефимовой «Комсомолке».

«УЖЕ В ПОЛТОРА ГОДА МОГЛА ПЕРЕПЛЫТЬ РЕЧКУ»

- Плавать она начала буквально с рождения — сначала в ванной, потом, где-то в полтора года, уже могла речку Хопер переплывать спокойно — не сама, конечно, под присмотром, но все равно. А то, что это стало ее главным занятием в жизни, удивляться не стоит — папа, Андрей Михайлович, все-таки тренер по плаванию. С 4,5 лет у нас еще и акробатика появилась. А спортивное плавание, по три раза в неделю, с шести лет началось. То, что Юля брассистка — это у нее, можно сказать, с рождения видно было: одни дети начинают в воде «по-собачьи», другие просто плещутся, а у Юльки — сразу: ножки как у лягушечки сложит, ручки тоже соответствующим образом, и вперед.

Юля начала показывать серьезные успехи в плавании еще совсем маленькой - в полтора года она уже могла переплыть речку! Фото: личный архив Татьяны Ефимовой.

Юля начала показывать серьезные успехи в плавании еще совсем маленькой - в полтора года она уже могла переплыть речку! Фото: личный архив Татьяны Ефимовой.

- А кто разглядел ее талант? Отец?

- Понимаете, что значит разглядеть талант? У нее и плавание было, и акробатика, и танцы, и рисование. Но плавание лучше всего пошло. И, знаете, как-то по нарастающей все двигалось. Конечно, когда что-то не получалось, появлялись мысли, что, может, надо все бросить, переключиться на что-то другое... Но — нет! Она без этого уже просто не могла жить: даже когда болеет и ей запрещено плавать, можно только в зале поддерживать форму, она начинает с ума сходить — ждет не дождется, пока ей разрешат.

- Первые успехи, я так понимаю, случились уже в Волгодонске...

- Пожалуй, что раньше. Первым соревновательным успехом, который, наверное, внушил ей настоящую уверенность, стал эпизод еще в Грозном. Я там работала в бассейне инструктором по плаванию для младших школьников, и однажды, когда были занятия у 5-классников, туда поплавать пришла Юлька — маленькая такая, лет 6 ей было, в плавочках. А пацаны смеяться начали — хи-хи, ха-ха, девчонка в плавках. А она действительно у нас так занималась: ее папа и, по совместительству, тренер, говорил: чем позже надевается купальник, тем лучше, потому что он мешает тренировкам, т.к. ребенок слишком зацикливается на этом. И вот она губки поджала — давайте, кто быстрее! И пришла первой. И они смолкли тут же. А в Волгодонск мы переехали летом в 1994-м — в Грозном тогда уже все накалилось, в декабре там война началась.

«ЮЛЯ МОЖЕТ ТРЕНИРОВАТЬСЯ В РОССИИ, НО ЕЙ НУЖЕН МОРСКОЙ ВОЗДУХ»

- Трудно было на новом месте, да?

- А то! Конечно, пришлось долго бегать по съемным квартирам... но Юля все равно тренировалась, добивалась своего.

- Но путь на олимпийский пьедестал начался уже в Таганроге, верно?

- В тринадцать лет она поехала туда, они посмотрели все, им понравилось, увидели перспективы. Сейчас, правда, многие говорят — вот, мол, Ефимовы-старшие развелись, поэтому она поехала в Таганрог. Нет, не так. На самом деле в Волгодонске не было финансирования для ее движения вперед. А Ирина Вятчанина была уже знаменитым тренером, у нее это было. Поймите: можно плавать лучше олимпийского чемпиона, но если не ездить на соревнования, ничего не выйдет. Ирина Германовна, конечно, очень многое сделала для Юли, но девочка пришла к ней уже готовой пловчихой, мастером спорта.

В шесть лет Ефимова плавала лучше, чем мальчишки-пятиклассники. Фото: личный архив Татьяны Ефимовой.

В шесть лет Ефимова плавала лучше, чем мальчишки-пятиклассники. Фото: личный архив Татьяны Ефимовой.

- У нее, если читать ее биографию, вся жизнь в движении — с места на место. Сейчас вот идут разговоры о том, что она не будет тренироваться в Штатах, где занималась с 2011-го. А вы что думаете об ее возвращении из США в Россию?

- Вообще-то, насколько я знаю, она не хочет жить в Штатах, просто ей там удобно тренироваться. Если ей сделают нормальные условия, она будет с удовольствием заниматься здесь.

- Нормальные — это что значит? В Волгодонске, например, получится такое создать?

- Нет. Дело в том, что когда она сюда приезжает, обычно сильно болеет — ей нужен морской воздух. И вот отец ее, как тренер и менеджер, сейчас занимается этим вопросом, обсуждает — Санкт-Петербург или Краснодарский край. Мое мнение — второй вариант. Но ей нужен достойный бассейн на 50 метров, прочие условия для тренировок и жизни. Там она живет вблизи океана. В любом случае, дочь будет решать сама: как сказала, ногой топнула, так и будет. А сейчас, как я понимаю, она вообще не в восторге от Америки. А я очень сильно боюсь, что там еще что-нибудь могут подкинуть-подсыпать, допинг, еще что-нибудь.

- Кстати, почему, по вашему мнению, это вообще происходило? Ее так ожесточенно не хотели пускать в Рио — боялись?

- Так ведь не только ее — и Исинбаеву, допустим, тоже. Во-первых, боялись. А во-вторых, уверена, что это политический заказ. Хотя Юля сама всегда злится, когда даже за столом начинаются разговоры о политике.

МАНИКЮР КАК УСПОКОИТЕЛЬНОЕ

- Весь мир видел ее слезы, когда не получилось взять «золото» (Ефимова проиграла в финале американке Лилли Кинг. - прим. ред.). Как по-вашему — она могла все-таки претендовать на медаль высшего достоинства или проиграла в мастерстве сопернице?

-Думаю и даже уверена: если бы так не достали всеми этими перипетиями с допуском на Игры, она бы легко взяла «золото» и, может, даже с мировым рекордом. Вы ж не забывайте, что она 6-го августа начала квалификационные заплывы, а накануне они еще чуть ли не под забором ночевали. Приходилось тренироваться поэтому в общественном бассейне, по 500 долларов платили за каждое занятие — чтобы освободить ванну от посторонних. Андрей Михайлович еще шутил: Юлечка, мол, не переживай, зато у тебя никогда не было таких дорогих тренировок. Поэтому для меня ее «серебро» - не серебряное, а бриллиантовое. Нужен был нормальный режим, ведь она обходила же свою главную соперницу!

Чтобы не слушать свиста с трибун с американскими болельщиками, Ефимова выходила к бассейну с наушниками.

Чтобы не слушать свиста с трибун с американскими болельщиками, Ефимова выходила к бассейну с наушниками.

Фото: REUTERS

- А вот этот свист на трибунах, это отношение соперниц, когда они не захотели пожать ей руку, когда им вручали медали?.. Это могло повлиять на результат?

- Это все, конечно, сказывается сильно. Но ей помог ее характер. Ей ведь с детства приходилось сталкиваться с трудностями — когда мы приехали в Ростовскую область беженцами. Нам, чтоб вы знали, отвечали некоторые чиновники — мол, а что вы сюда приехали, вас сюда не звали. Юле довелось жить-то в детстве в сложнейших условиях (из-за того, что нам часто приходилось переезжать) — коробки вокруг, кровати друг на друге стоят. Ей, само собой, было трудно — я знаю точно. Но она смогла взять себя в руки. Потому что когда все происходило, я звонила Андрею, спрашивала — как она там? А он отвечает: все уже в порядке, маникюр, говорит, сейчас делает. И когда я услышала про маникюр, тогда уж точно поняла: действительно, норма, появилась у нее нормальная такая злость, которая помогает побеждать.

«КАК ПРИЕДЕТ - НАКОРМЛЮ ЮЛЮ ЕЕ ЛЮБИМОЙ ОКРОШЕЧКОЙ»

- А вы все ее выступления видели?

- Да конечно! А как иначе?! Ночей не спала! Когда в очередной раз остро встал вопрос с допуском — скорую соседка мне вызывала, сердце начало отказывать. Отпустило только, когда Андрей мне прислал сообщение: все, завтра начинаем выступать. А наутро, когда она медаль выиграла, ко мне — впервые за все время! - домой пришел представитель мэрии, начальник спорткомитета Волгодонска Александр Криводуд, с роскошным букетом цветов. Поздравил. Очень приятно было. Потому что прежде, когда она победительницей возвращалась домой и ее ездили встречать в аэропорт Ростова-на-Дону, меня — маму этой чемпионки — все время «забывали» взять с собой.

Мама Татьяна Григорьевна очень ждет дочь домой. Фото: личный архив Татьяны Ефимовой.

Мама Татьяна Григорьевна очень ждет дочь домой. Фото: личный архив Татьяны Ефимовой.

- Когда ждете Юлю домой? Что-то особенное готовите в качестве сюрприза?

- Они сейчас остаются там, в Америке, Юля готовится к этапам Кубка мира: здесь-то в России, пока еще не понятно, где тренироваться. Сюда прилетят в конце августа — начале сентября. Когда она приедет — конечно, все сделаю, что она любит: окрошечку, борщик зеленый. Юля-то и сама прекрасно готовит — рецепты даже иногда мне присылает. Но мамино-то, чай, домашнее — все равно самое лучшее... Мечта у нас еще есть, общая: хотим вместе почитать-пообсуждать «Мастера и Маргариту» Булгакова.

- В своем доме будете встречать?

- Нет-нет! В моем домике она обычно не останавливается — там удобств, как таковых, нет. Там просто не комфортно. Хотя — раньше-то мы все вместе там умудрялись жить: мама моя со старшим сыном. А мы в летней кухоньке. Поэтому я приезжаю обычно к ней в ее квартиру, прибираюсь там, готовлю — иначе это ж не дело будет, если она приедет отдохнуть сюда, а самой домашними делами придется заниматься.

«ПРИСЫЛАЕТ МНЕ ШИКАРНЫЕ КРЕМА, ДОРОГУЩИЕ МАСКИ»

- Вы сейчас в Адлере — чем занимаетесь? Приходите в себя после стресса?

- И это тоже, конечно. А вообще — совмещаю приятное с полезным: мой гражданский муж художник, и здесь мы продаем его творчество. Так что бизнес совмещается с отдыхом. Я ведь и сама люблю плавать — причем, обычно далеко заплываю в море.

- А Юля помогает вам теперь, когда она стала всемирно знаменитой, известной, обеспеченной?

- Вот многие считают, что я тут теперь в шоколаде купаюсь за счет Юли, но это не так. Она, конечно, много мне помогает: шикарные крема присылает, дорогущие маски, бытовую технику.

- Дочь рассказывает вам о своей личной жизни?

Ефимова и Лобинцев не скрывают своих отношений. Фото: соцсети.

Ефимова и Лобинцев не скрывают своих отношений. Фото: соцсети.

- Как правило, нет. Стараюсь вообще не касаться этих тем. То, что с Никитой Лобинцевым (пловец вольного стиля сборной России, - прим. Авт.) встречается — ну это, по идее, все знают. Они выкладывают в соцсетях свои фотографии, отдыхают вместе. Юля — девочка разумная, самостоятельная, и то, что хочет, она сама мне рассказывает. Я-то по себе знаю, что советы тут давать неразумно. Для меня, знаете ли, как для мамы, важно прежде всего ее здоровье. А медали... медали — это для нее. Я просто жду ее домой, очень соскучилась, вот и все.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Тренер Юлии Ефимовой: Во время финала хотелось закричать: "Юлька, вперед, тянись, тянись!"

Сразу же после заплыва "КП" дозвонилась до одного из первых тренеров Юлии Ефимовой Ирины Вятчаниной, которую добрым словом вспоминали все комментаторы прямого эфира, как человека, который вывел её на уровень мировой элиты большого спорта и воспитавшего в Юле настоящего бойца (подробности)