Премия Рунета-2020
Ростов-на-Дону
+24°
Boom metrics
Общество31 марта 2022 13:19

«Скажи, пожалуйста, кто ты?!»: семья из Ростовской области все отпуска променяла на поиски погибших

Как найти без вести пропавших и доказать бессмысленность смерти мирных людей даже спустя 80 лет, рассказали ростовские поисковики [видео]
Для Киршенко поиск - дело семейное. Фото: личный архив героев публикации

Для Киршенко поиск - дело семейное. Фото: личный архив героев публикации

Даже спустя 80 лет можно найти без вести пропавших и доказать бессмысленность смерти мирных людей. Это доказал приговор областного суда, признавший действия фашистов на Дону в годы Великой Отечественной войны геноцидом.

Подробности дела, у которого нет срока давности, выясняли, изучая рассекреченные архивы, говоря с очевидцами тех событий, а кто-то — на раскопках, косточка за косточкой доставая из земли нашу историю.

В городе Сальске Ростовской области живет удивительная семья Киршенко, которая любой отпуск проводит на вахтах памяти. Супруги Сергей и Яна рассказали, зачем в окопах нужны дети и чем на самом деле занимаются поисковики.

«ДУМАЮТ, ЧТО ТУТ МОЖНО ЗАРАБОТАТЬ»

- Знаете, некоторые приходят в поисковики, думая, что тут можно заработать. Но все же больше людей желают добра, сохранить память, жертвуя личным временем, - отвечает на самый частый вопрос Сергей.

- Мы всегда любили историю, военные фильмы. У меня два прадеда по линии отца с фронта не вернулись, - говорит Яна. - И как-то встретились с людьми, которые рассказали, что они ищут в земле, но они действовали без разрешений. А мы стали узнавать, как это сделать законно — не охотясь за артефактами, а восстанавливая память. Так мы нашли поисковые отряды и увлеклись. Ты учишься работать в архивах и можешь узнать, кем были твои прадеды в годы войны, помочь другим.

Сергей вспоминает, что первым они нашли Александра Кузьминова из села Песчанокопское восемь лет назад. В «Одноклассниках» увидели просьбу помочь найти родственника. И за 3-4 месяца все выяснили: съездили в Белоруссию, подготовили через посольство документы, забрали и привезли на родину останки.

Через два года супруги оформили поисковый клуб «Русич». Сейчас это казачий военно-патриотический поисковый клуб на девять районов.

Супруги основали поисковый клуб, и помогают находить останки павших бойцов. Фото: личный архив героев публикации

Супруги основали поисковый клуб, и помогают находить останки павших бойцов. Фото: личный архив героев публикации

ЕСТЬ И ПЕДАГОГИ, ФЕЛЬДШЕРЫ СКОРОЙ, И БИЗНЕСМЕНЫ

Оказалось, в поисковики приходят из любых профессий. Сергей — педагог, есть водители и фельдшеры скорой помощи, и предприниматели. Говорят, что даже бывшие чернокопатели, не найдя наживы, проникаются поиском и приходят в официальный клуб.

- Металлоискателем по закону граждане могут искать только у себя во дворе, а на чужой земле — нельзя. Мы же уполномочены Минобороны России, выполняем плановую работу, в том числе и глубинную, можем поднимать останки и готовить перезахоронение, - рассказывает Сергей. - Углубляясь в поисковую деятельность, ты изучаешь законы, понимаешь, чем нам могут помочь и куда обратиться. Президент открыл нам много граф в законе, открываются архивы - это хорошо, что история не забывается.

Выезжают на раскопки поисковики за свой счет, а иногда топливом помогают - местное казачество и администрация.

Обнаружив останки, поисковики буквально уговаривают каждую косточку раскрыть личность найденного. Фото: личный архив героев публикации

Обнаружив останки, поисковики буквально уговаривают каждую косточку раскрыть личность найденного. Фото: личный архив героев публикации

«ВЫ — АРХЕОЛОГИ?»

Такой вопрос частенько можно услышать от детворы, признаются поисковики.

- Разница в том, что археологи изучают старину, мы же исследуем историю войны. Проходим обучение, нас приглашают на конференции к археологам, антропологам, - говорит Яна. - Если у археологов могут быть захоронения с четко выраженной эпохой, то у нас — хаотичные, скинутые в воронку от взрыва 2-3 тела. И наша задача — отделить их друг от друга максимально точно. У археологов — вазы и чаши, а у нас — медальоны, бляхи на ремнях и пуговицы. У каждого работа важна по-своему.

Если кому-то показалось, что раскопки на жаре и ветре в степи — это не женское дело, то поисковики эту теорию не подтверждают - мужчин и женщин примерно пополам.

- Наравне и копаем, и в лабораториях, и в архивах работаем. У нас так сложилось, что женщины сильнее поднаторели в антропологии, - делится успехами супруга. - Я в первые 5-7 минут определю, кто передо мной лежит.

Поисковики учатся работать у археологов. Фото: личный архив героев публикации

Поисковики учатся работать у археологов. Фото: личный архив героев публикации

ПЕТЯ С ПОРТСИГАРОМ

- Бывают такие подъемы (останков, - прим.ред.), которые очень запоминаются, - делится Сергей. - В прошлом году на вахте памяти в Куйбышевском районе у бойца нашли трофейный портсигар немецкий, на нем нацарапано имя — Петя. Так ли звали парня, не знаем — документы сильно повредились, мы их передали в лабораторию. Похоже, что он погиб в той позе, в которой мы его нашли в окопе — рука над головой, а в ней — патроны. Может, погиб от взрыва: между костями нашли осколки.

Петю нашли на Миус-Фронте - линии, где проходили серьезнейшие бои — три года она переходила из рук в руки. А поближе, в Сальском и Пролетарском районах, на реке Маныч, линия обороны длилась 42 километра там работы тоже проводятся.

- Обычно — это весенние вахты памяти в селе Куйбышево под Таганрогом, летние — в Краснодарском крае, выезжали в Ингушетию, - объясняет график и географию глава семейства. - В прошлом году участвовали в проекте «Без срока давности» по подъему останков мирных жителей из расстрельной ямы в Миллерове, а в Сальске при работе в такой же яме мы были приглашены как эксперты.

Поисковики помогают определить личность павших и перезахоронить останки. Фото: личный архив героев публикации

Поисковики помогают определить личность павших и перезахоронить останки. Фото: личный архив героев публикации

«СКАЖИ НАМ, КТО ТЫ, ПОЖАЛУЙСТА!»

- Доставая первые косточки, мы просто уговариваем погибшего бойца выдать нам информацию: «Скажи нам, пожалуйста, кто ты!» - не скрывает Яна. - И когда после этих слов попадаются пуговички на четыре дырки, то понимаем - это красноармеец (у немцев были пуговицы на три дырки на нательном белье, - прим. авт.). Просишь помочь еще, и раз — попадается красноармейская книжка. А она истлевшая — не собирались ребята умирать и ее прятать получше.

Когда поисковики говорят так с бойцами, поднимая косточку за косточкой, и мужчины, и женщины плачут.

- Эмоции настолько захлестывают: ты понимаешь, что поднимаешь останки молодого парня, что его мама и девушка ждали. Мы же все через себя пропускаем — каждую вещичку, - уверяют супруги.

Семья рассказывает о неизвестной истории Великой Отечественной войны школьникам, кадетам, студентам. Фото: личный архив героев публикации

Семья рассказывает о неизвестной истории Великой Отечественной войны школьникам, кадетам, студентам. Фото: личный архив героев публикации

БЕРЦЫ НА 8 МАРТА

Любого поисковика спрашивают: «А зачем вы бесплатно работаете?» Мы тоже задали этот незатейливый вопрос, на который не бывает простых ответов.

- Мы за это получаем море положительных эмоций — у нас столько единомышленников! Мы — последние, кто держит в руках частицу той войны перед тем, как она навсегда попадет в музей, - отвечают оба.

Каждую зиму семья поисковиков скучает по весне и ждет ее с нетерпением.

- Экономишь любую копеечку для покупки обмундирования, ведь каждый поисковик мечтает купить сканер, ультрафиолетовые очки, каждый хочет в отпуске покопать - а вдруг боец найдется! - удивляет Яна. - Это же образ жизни: часто жертвуешь другими покупками, чтобы взять теплый камуфляж. А на 8 марта - получила берцы, и была этому рада больше, чем любой шубе и сапогам!.

Семья Киршенко уже восемь лет занимается поисковой работой. Фото: личный архив героев публикации

Семья Киршенко уже восемь лет занимается поисковой работой. Фото: личный архив героев публикации

«ПАТРИОТИЗМ БЫВАЕТ РАЗНЫЙ»

Влюбленным в свое дело поисковикам не на любую работу устроиться. Приходится работать в найме, чтобы иметь возможность бросить все и сорваться на раскопки, ведь с пятидневки несколько раз в году не отпросишься.

- Вообще, многие не понимают, как можно жертвовать более высоким заработком и стабильной работой ради такого, - объясняет Сергей. - Для кого-то патриотизм — это сходить на кладбище, выйти с плакатом, выпить и пожарить шашлыки 9 мая. А дат не знают: что, например, 3 декабря у нас День неизвестного солдата.

Супруги стараются, чтобы у нынешних школьников не было таких пробелов. Часто проводят уроки мужества в школах.

- Спрашиваем у ребят: вдруг война — что вы сможете сделать? Пойдете втроем с одной винтовкой, будете рыть окопы лопатой? Смеются, смущаются, боятся, что не все смогут.

Сын с детсадовского возраста растет в окружении любителей истории. Фото: личный архив героев публикации

Сын с детсадовского возраста растет в окружении любителей истории. Фото: личный архив героев публикации

ДЕТИ МОЛЧА СЛУШАЛИ

- Это очень воодушевляет, когда рассказываешь детям то, что пока знаешь только ты, что ты лично видел, - говорят супруги. - Как-то дали нам провести урок с учениками старшей школы: полтора часа и больше ста ребят.

Тогда Киршенко подняли тему концлагерей-доноров, где у советских детей брали кровь для переливания раненным немцам.

- В зале тишина была мертвая. - вспоминает Яна. - Никто ни разу не достал телефон, не вышел на минутку. А после одна девочка шепотом предложила: «Давайте продолжим». Потом нас много раз просили провести такие уроки, и это дорогого стоит.

Также в поисковом клубе работает приемная по проекту «Судьба солдата», куда приходят люди с просьбой найти место захоронения их дедов и прадедов. Так пару лет назад установили, что предок обратившегося умер в лагере Витцендорф в Германии.

- Но кроме этого нам попались несколько страниц дневника одного из конвоиров, который описывал как раз тот день — смерти пленника, - в голосе Яны слышится дрожь. - Передали родне, ревели все вместе.

Раскопками занимаются нередко целые семьи, и дети в полях без связи помогают родителям - передают сообщения как СМС. Фото: личный архив героев публикации

Раскопками занимаются нередко целые семьи, и дети в полях без связи помогают родителям - передают сообщения как СМС. Фото: личный архив героев публикации

ДЕТИ — СМС-КИ

Поисковики с ведомственными наградами от Минобороны прежде всего — семья. Они многодетные родители, у них есть уже взрослые дети, а сейчас воспитывают одного родного и троих приемных. Историей особенно увлекся младшенький - 12-летний Леша. Он уже кадет в казачьем корпусе, готовится стать военным и мечтает быть руководителем поискового клуба.

- Дома оставить было не с кем, вот и брали с мальства с собой на раскопки, так и приобщился, полюбил это дело, - рассказывает Сергей. - И пока другие мальчишки гоняли на скейтах в центре города, все его развлечения были в окопах — перебирал патроны, играл с металлоискателем.

Еще детсадовцем Леша был «смс-кой», как шутят родители. «Леша, сходи к ребятам и передай что-то». Обычно в полях, где ведутся раскопки, связи нет, и бегают между взрослыми такие смс-малыши.

Постепенно детские игры стали главным увлечением. И Алексей даже победил со своей исследовательской работой про концлагеря на областной конференции. В ответ на дополнительные вопросы жюри услышало много подробностей: семья ездила в город Острогожск Воронежской области.

- На его территории находились 18 концлагерей — 14 официальных и четыре неофициальных, их еще называли голодными, для детей и женщин. Там разрешалось выпускать детей попрошайничать, чтобы матери не умерли с голоду. Его это так потрясло, что он при защите все рассказал, - вспоминает мама.

- До 14 лет детей нельзя допускать до эксгумации останков, так что Леша был у нас на подхвате — партизан в засаде в другом помогал. Но он не боится останков и морально готов помогать, когда придет время.

На раскопках плачут и женщины, и мужчины. Фото: личный архив героев публикации

На раскопках плачут и женщины, и мужчины. Фото: личный архив героев публикации

КОСТЕР, ГИТАРА И МНОГО ДЕТЕЙ

При этом родители не заставляют всех детей тратить каникулы на раскопки.

- Если тебе не комфортно, не выдержишь и суток в лесу, - говорит отец семейства. - Да, это морально тяжело. Но все эмоции просто не передать. Жизнь поисковика насыщена слезами и смехом. Вахты памяти чем-то похожа на пионерлагерь — вечером костер и гитара, много детей.

- У нас нет такого, чтобы кто-то один хотел ехать на вахту, а другой с этим просто мирился, - делятся секретом супруги. - Это обоюдно: мы вместе уже больше 20 лет и между нами нет категоричных отказов в каком-либо деле. Если решили на семейном совете, то идем вместе — и в воспитании детей, и в раскопках.

По вечерам вахты памяти напоминают пионерлагерь: костры, песни под гитару и много детей. Фото: личный архив героев публикации

По вечерам вахты памяти напоминают пионерлагерь: костры, песни под гитару и много детей. Фото: личный архив героев публикации

РАСКОПКИ ПРОДОЛЖАТСЯ В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ

Во время спецоперации на Украине и эвакуации мирных жителей в Ростовскую область сальские любители истории не остаются в стороне. Уже собрали и отвезли адресную гуманитарную помощь от поисковиков и казачества в Куйбышевский район.

- Сейчас готовимся к открытию вахты памяти в соседнем Орловском районе. Надеемся на положительный результат, хотя он по сути всегда положительный, ведь отработка территории — это всегда очень важно, - считает Яна.

- Поисковики Донбасса всем объединением ушли на фронт, мы за них переживаем, внимательно читаем новости, - делится Сергей.

Пока официально никакие территории раскопок в Ростовской области не закрыты для поисковиков. Люди надеются, что ситуация позволит в этом году поработать и в приграничной зоне.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

"Это прививка от фашизма!": В Ростове суд признал геноцидом действия нацистов в годы Великой Отечественной войны

Ростовский областной суд признал геноцидом действия фашистов во время оккупации в годы войны на Дону (подробнее)

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

«Невыносимо смотреть на останки младенцев с раздробленными черепами!»: В Ростове идет процесс по делу о геноциде

Как каратели в Ростовской области загоняли в расстрельные ямы еще живых людей и укладывали их на трупы мертвых, рассказали в суде (подробнее)

Пусть вспомнят Нюрнбергский трибунал: в Ростовской области в суд вызвали ветеранов как свидетелей зверств фашистов

Ветераны из Ростова в суде рассказали об убитых фашистами детях и сотнях тел в расстрельных ямах (подробнее)

А В ЭТО ВРЕМЯ

«Убийцы в черном расстреливали людей»: Ростовские ветераны свидетельствуют в суде по делу о геноциде

Ветераны выступили на продолжении судебного процесса по делу о геноциде в Ростовской области (подробнее)

С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ

Слушание о признании геноцида в годы Великой Отечественной войны в Ростове: прямая трансляция из зала суда

В прямом эфире передаем подробности исторически важного процесса (подробнее)